Роль и место научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения в ретроспективе
1) выделенный предмет преследует свои собственные цели, оказывая, конечно, помощь всем другим предметам, насколько это не препятствует его собственной задаче;
2) ход урока определяется всецело методом, свойственным данному предмету;
3) преподавание ведется согласно определенной программе;
4) в школьном времени создаются особые часы, которые уже обязательно посвящаются данному предмету».
Герд составляет программу естествознания для трех и четырехгодичной начальной школы, дает краткие поурочные указания, список наглядных пособий, необходимых для успешного изучения природы.
С заявлением о том, что естествознание не укладывается в чтение, что оно требует особой программы, выступили и некоторые преподаватели родного языка. Одним из них был директор Гатчинской учительской семинарии В.А.Воскресенский. Описательные естественно-исторические статьи в книге для начальной школы … представляются нам совершенным балластом.
Первой и главной книгой для изучения природы должна быть сама природа.
Итак, в начале XX века идея использования научно-художественный произведений о природе была поддержана и получила дальнейшее развитие в трудах В.П.Вахтерова. Методисты-естественники стоят на точке зрения, что тексты о природе должны быть научными, но их изложение должно быть популярным.