Социальные и психолого-педагогические основы проблемы
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус .» (2,83) . Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.
Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.
Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.
Интерес - это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес - это единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека. Сложностью и значимостью этого явления можно объяснить, что категория интереса рассматривается в философии, социологии, психологии, физиологии, педагогике, частных методиках. В каждой из этих областей наук проблеме интереса посвящено большое число работ.
Социологическая сущность интереса изучалось многими философами и социологами (Т.Е. Глезерман, А.Г. Здравомыслов, В.Г. Нестеров и другие). Установлено, что интерес является одной из форм общественной направленности личности. Через интерес человек выражает идеологию, взгляды, настроения, эмоциональные реакции. Под сильным влиянием интересов находится предметная деятельность людей. Словом, интерес имеет огромное значение в развитии общества. Проблема интереса нашла свое отражение в исследованиях высшей нервной деятельности человека. И.П. Павлов доказал, что физиологической основой возникновения интереса является ориентировочный исследовательский рефлекс - рефлекс «Что такое?» По мнению великого физиолога, такой рефлекс является одним из фундаментальных. Следовательно, интерес представляет большую ценность и для самой личности, ибо он приближает к человеку объективный мир, делает последний необходимым, ценным для его (человека) существования и развития. Отсюда вытекает необходимость развития интересов у людей различных социальных и возрастных групп, что переходит в область психолого-педагогических наук. Естественно, для общества не безразлично, какие интересы будут формироваться у подрастающего поколения. Ему необходимо, чтобы эти интересы были социально-полезными. Поэтому важна не только констатация интересов детей в связи с их возрастной периодизацией, но и выявление и разработка условий формирования и развития интересов.
Проблеме формирования интереса уделил внимание Я.А. Коменский. В «Великой дидактике» он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» ( ). Огромную роль интересу придавал Ж.Ж. Руссо: «Непосредственный интерес - вот великий двигатель - единственный, который ведет верно и далеко» ( ).
Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе И. Гербарт. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. Раскрывая сущность понятия «многосторонний интерес», Гербарт выделил шесть его видов, развитие которых должно идти через определенные учебные предметы. Кстати, в первый круг этих предметов он относит естественные науки. И, наконец, Гербарт останавливается и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. Словом, подлинно педагогическая постановка этой проблемы - неоспоримая заслуга Гербарта.