Социальные и психолого-педагогические основы проблемы

Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являют­ся самыми характерными проявлениями познавательного интереса.

Но что же такое познавательный интерес?

Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще. Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологиче­ского образования и в то же время он отличается своей областью и направлен­ностью.

Определение понятия «интерес» впервые попытался дать И. Кант. По его мнению, интерес - это то, что делает «разум практическим, причиной, опреде­ляющей волю». Словом, Кант в основу определения интереса кладет чистый разум, но считает интерес постоянным фактором. Кант не дал опреде­ления познавательного интереса, но был близок к этому, т.к. среди видов дея­тельности выделил познавательную.

В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познава­тельного интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это « .избирательная направ­ленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» (2, с.11). В своем исследовании мы и ис­ходим из этого определения. Мы также ориентируемся на характеристики позна­вательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоя­тельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Познавательный интерес может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих зна­ний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

Таким образом, познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные ус­ловия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявле­ния творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое. Своеобразными эмоциями, свойст­венными познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще пред­стоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную ра­дость, чувство успеха. Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.

В познавательном интересе мысль ищет выход из затруднительного поло­жения. Она не имеет созерцательного характера, она активна, устремлена на решение познавательных задач, слита с волевыми процессами. В интересе сплетены мысль, воля эмоции. Они его основа.

В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее оконча­нием. Такой интерес ограничен отдельными вспышками как ответ на какую-нибудь особо эмоциональную ситуацию обучения (фильм, впечатлительный рассказ, опыт). Этот интерес требует постоянного подкрепления извне. В структуре личности он не оставляет особого следа.

Относительно устойчивый интерес может быть использован как мотив учения. Постоянные интересы не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области. Этот интерес не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции.

Устойчивый интерес, когда сильна внутренняя мотивация. Этот уровень устойчиво­сти - неразделимое целое с потребностью в познании, когда человек не может не позна­вать. Но он может быть не у каждого ученика, у младших школьников, вероятно, у единиц.

Глубокий и устойчивый интерес, как указывают психологи, проявляется в одном из трех направлений:

- в длительной направленности личности на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету; в наличии все более значительных успехов;

- в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам, в до­полнительном более глубоком изучении ряда разделов предмета;

- в добровольном выборе заданий повышенной трудности по интересую­щему предмету и их успешное выполнение.

Однако, при невнимательном отношении взрослых и при отсутствии бла­гоприятных условий в школе, семье интерес особенно неустойчивый может угасать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6