Социальные и психолого-педагогические основы проблемы
Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.
Но что же такое познавательный интерес?
Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще. Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологического образования и в то же время он отличается своей областью и направленностью.
Определение понятия «интерес» впервые попытался дать И. Кант. По его мнению, интерес - это то, что делает «разум практическим, причиной, определяющей волю». Словом, Кант в основу определения интереса кладет чистый разум, но считает интерес постоянным фактором. Кант не дал определения познавательного интереса, но был близок к этому, т.к. среди видов деятельности выделил познавательную.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это « .избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» (2, с.11). В своем исследовании мы и исходим из этого определения. Мы также ориентируемся на характеристики познавательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Познавательный интерес может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.
Таким образом, познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое. Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
В познавательном интересе мысль ищет выход из затруднительного положения. Она не имеет созерцательного характера, она активна, устремлена на решение познавательных задач, слита с волевыми процессами. В интересе сплетены мысль, воля эмоции. Они его основа.
В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее окончанием. Такой интерес ограничен отдельными вспышками как ответ на какую-нибудь особо эмоциональную ситуацию обучения (фильм, впечатлительный рассказ, опыт). Этот интерес требует постоянного подкрепления извне. В структуре личности он не оставляет особого следа.
Относительно устойчивый интерес может быть использован как мотив учения. Постоянные интересы не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области. Этот интерес не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции.
Устойчивый интерес, когда сильна внутренняя мотивация. Этот уровень устойчивости - неразделимое целое с потребностью в познании, когда человек не может не познавать. Но он может быть не у каждого ученика, у младших школьников, вероятно, у единиц.
Глубокий и устойчивый интерес, как указывают психологи, проявляется в одном из трех направлений:
- в длительной направленности личности на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету; в наличии все более значительных успехов;
- в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам, в дополнительном более глубоком изучении ряда разделов предмета;
- в добровольном выборе заданий повышенной трудности по интересующему предмету и их успешное выполнение.
Однако, при невнимательном отношении взрослых и при отсутствии благоприятных условий в школе, семье интерес особенно неустойчивый может угасать.