Социальные и психолого-педагогические основы проблемы
Выводы по I главе
1. Проблема формирования интереса к чтению научно-художественной и научно-популярной литературы о природе решалось в ходе исторического развития методики преподавания природоведения. В разработку данной проблемы внесли большой вклад К.Д. Ушинский, А.Я Герд, Л.Н. Толстой, Б.Е. Райков, Д.Н. Кайгородов, Д.Н. Тихомиров, В.В. Половцов, И.И. Полянский, Е.А. Елачич, Н.К. Крупская, А.М. Горький, М.Н. Скаткин, В.П. Горощенко, Н.Н. Светловская. Разработаны требования к детской литературе. Специально для младшего школьного возраста создана научно-художественная литература.
2. В социологической и психолого-педагогической литературе проблеме интереса уделено большое внимание. Интерес рассматривается как сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес является одной из форм общественной направленности личности.
3. Составной частью интереса вообще является интерес познавательный, проблема развития которого рассматривается в детской психологии и педагогике. Установлено, что познавательный интерес является побудителем любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Он оказывает сильное влияние на развитие важнейших качеств личности, резко снижает утомляемость детей. Ядром познавательного интереса является ориентировочный рефлекс «Что это?», а вслед за этим активные мыслительные процессы.
4. Психическим и физиологическим развитием младший школьник подготовлен к развитию в нем познавательного интереса, который лежит в основе интереса к чтению научно-художественной и научно-популярной литературы. Такой интерес будет складываться в ребенке более устойчивым и более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы. Степень развитости у младших школьников познавательного интереса поддается контролю с помощью специальных критериев.
5. Все выше сказанное убеждает в необходимости и возможности формировании и развития у младших школьников интереса к чтению научно-художественной и научно-популярной литературы вообще и о природе в частности, о наличии данной проблемы, требующей специального исследования.