Социальные и психолого-педагогические основы проблемы
В России в поисках иных путей усвоения знаний к решению проблемы интереса подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и др. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основы интереса, связав его с вниманием. При этом, отдавая должное развитию произвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к самообразованию. К.Д. Ушинский убедительно показал, что интерес обеспечивает умственное и нравственное становление личности.
Л.Н. Толстой при всей противоречивости его взглядов обогатил теорию интереса обращением к индивидуальности духовного мира ребенка, к созданию условий для ее самораскрытия, самовыражения.
Идеи К.Д. Ушинского об интересности в преподавании были воплощены в учебные и методические книги о природе Д.Д. Семеновым ( ) и А.Я. Гердом ( ). Вслед за Ушинским они показали, что преподавание естественных наук только тогда будет интересным, если обеспечивается непосредственный контакт ребенка с природой, с ее объектами и явлениями. Не случайно в их работах ведущая роль в обучении отводится наблюдениям, практическим работам, опытам, т.е. интерес учащихся к естествознанию зависит от метода преподавания.
В начале 20 века общедидактические проблемы интереса наиболее полно были раскрыты в трудах П.Ф. Каптерева ( ). Он впервые связал зарождение интереса в ребенке с его врожденными, наследственными задатками. Последние он считал определяющими. Но огромное значение в развитии интересов он придавал влиянию окружающей среды, целенаправленному воздействию на ребенка, рекомендуя шире применять в учебном процессе опыты, наглядные пособия, развивать самодеятельность учащихся. Некоторый вклад в психолого-дидактическую теорию детского интереса внесла Л.В. Писарева ( ). Представляет интерес данная ею характеристика детских интересов в связи с возрастной периодизацией. Она выделила 5 таких периодов - стадий. Период 6-7 до 10 лет она назвала стадией объективного интереса, когда ребенок совершает переход от бессознательной инстинктивной деятельности к все более сознательной, произвольной, любопытство постепенно сменяется любознательностью, появляются элементы социального интереса, что отчетливо проявляется в стремлении к общению. Исходя из того, что «детский интерес является могучим фактором педагогического дела» ( ), она показала огромное влияние интереса на развитие психических функций и духовных сил ребенка.
Своеобразный подход к решению проблемы интереса мы находим у группы методистов-естественников во главе с Б.Е. Райковым. Уже тогда, в начале 20 века, они убедительно показали, что весь процесс обучения должен быть в максимально возможной степени исследовательским, тогда ребенок в этом процессе будет поставлен в ситуацию субъекта деятельности. Так был разработан исследовательский метод, который активно влиял на развитие интересов к учению.
В послереволюционный период проблему формирования интереса к учению исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, М.Н. Скат-кин, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, К.П. Ягодовский, Д.И. Трайтал, С.П. Баранов, и др. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный интерес». (А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович и др.). Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л. С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др. познавательный интерес связывают с удовлетворением потребности в знаниях. По их мнению, интерес возникает на основе потребностей, но не сводится к ним. Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, В.А. Сухомлинский и другие, указывают, что под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится более продуктивной. И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова отводят познавательным интересам огромную роль в развитии самостоятельной познавательной деятельности. По мнению И.Я. Лернера, М.И. Махмутова стремление развить у детей познавательный интерес способствует росту творческого мастерства учителя (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.). М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков указали, что развитию устойчивых познавательных интересов способствуют такие формы обучения как читательские конференции, школьные олимпиады, конкурсы. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов доказали, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности. В свою очередь познавательный интерес является мотивом, стимулом умственной деятельности (М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский), а Г.И. Щукина считает, что не только умственной, но всякой деятельности: «интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности» (52, с.19). Глубокую связь познавательного интереса и практической трудовой деятельности выявили П.Р.Атутов, А.Ф. Ахматов, Д.А. Сергиенко и др. Заир-Бек Е.С. установила, что важным фактором развития познавательного интереса является взаимосвязь различных видов деятельности. Можно также считать установленным, что интерес к познавательной деятельности резко снижает утомляемость школьников.