Социальные и психолого-педагогические основы проблемы

В России в поисках иных путей усвоения знаний к решению проблемы ин­тереса подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и др. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью лич­ности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важ­но использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основы интереса, связав его с вниманием. При этом, отдавая должное развитию произвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к самообразова­нию. К.Д. Ушинский убедительно показал, что интерес обеспечивает умствен­ное и нравственное становление личности.

Л.Н. Толстой при всей противоречивости его взглядов обогатил теорию интереса обращением к индивидуальности духовного мира ребенка, к созданию условий для ее самораскрытия, самовыражения.

Идеи К.Д. Ушинского об интересности в преподавании были воплощены в учебные и методические книги о природе Д.Д. Семеновым ( ) и А.Я. Гердом ( ). Вслед за Ушинским они показали, что преподавание ес­тественных наук только тогда будет интересным, если обеспечивается непо­средственный контакт ребенка с природой, с ее объектами и явлениями. Не случайно в их работах ведущая роль в обучении отводится наблюдениям, прак­тическим работам, опытам, т.е. интерес учащихся к естествознанию зависит от метода преподавания.

В начале 20 века общедидактические проблемы интереса наиболее полно были раскрыты в трудах П.Ф. Каптерева ( ). Он впервые связал зарожде­ние интереса в ребенке с его врожденными, наследственными задатками. По­следние он считал определяющими. Но огромное значение в развитии интере­сов он придавал влиянию окружающей среды, целенаправленному воздействию на ребенка, рекомендуя шире применять в учебном процессе опыты, наглядные пособия, развивать самодеятельность учащихся. Некоторый вклад в психолого-дидактическую теорию детского интереса внесла Л.В. Писарева ( ). Представляет интерес данная ею характеристика детских интересов в связи с возрас­тной периодизацией. Она выделила 5 таких периодов - стадий. Период 6-7 до 10 лет она назвала стадией объективного интереса, когда ребенок совершает переход от бессознательной инстинктивной деятельности к все более созна­тельной, произвольной, любопытство постепенно сменяется любознательно­стью, появляются элементы социального интереса, что отчетливо проявляется в стремлении к общению. Исходя из того, что «детский интерес является могу­чим фактором педагогического дела» ( ), она показала огромное влия­ние интереса на развитие психических функций и духовных сил ребенка.

Своеобразный подход к решению проблемы интереса мы находим у груп­пы методистов-естественников во главе с Б.Е. Райковым. Уже тогда, в начале 20 века, они убедительно показали, что весь процесс обучения должен быть в максимально возможной степени исследовательским, тогда ребенок в этом процессе будет поставлен в ситуацию субъекта деятельности. Так был разрабо­тан исследовательский метод, который активно влиял на развитие интересов к учению.

В послереволюционный период проблему формирования интереса к уче­нию исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов, М.Н. Скат-кин, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, К.П. Ягодовский, Д.И. Трайтал, С.П. Баранов, и др. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный ин­терес». (А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович и др.). Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л. С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др. познавательный интерес связы­вают с удовлетворением потребности в знаниях. По их мнению, интерес возни­кает на основе потребностей, но не сводится к ним. Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, В.А. Сухомлинский и другие, указывают, что под влиянием познаватель­ного интереса деятельность сознания становится более продуктивной. И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова отводят познавательным интересам огромную роль в развитии самостоятельной познавательной дея­тельности. По мнению И.Я. Лернера, М.И. Махмутова стремление развить у де­тей познавательный интерес способствует росту творческого мастерства учите­ля (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.). М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков указали, что развитию устойчивых познавательных интересов способству­ют такие формы обучения как читательские конференции, школьные олимпиа­ды, конкурсы. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов доказали, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности. В свою очередь познавательный интерес является мотивом, стимулом умственной деятельности (М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский), а Г.И. Щукина считает, что не только ум­ственной, но всякой деятельности: «интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявле­ний, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и пред­метов, и явлений окружающей действительности» (52, с.19). Глубокую связь познавательного интереса и практической трудовой деятельности выявили П.Р.Атутов, А.Ф. Ахматов, Д.А. Сергиенко и др. Заир-Бек Е.С. установила, что важным фактором развития познавательного интереса является взаимосвязь различных видов деятельности. Можно также считать установленным, что ин­терес к познавательной деятельности резко снижает утомляемость школьников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6