Социальные и психолого-педагогические основы проблемы
Возникновение интереса могут вызывать различные мотивы:
- положительное эмоциональное отношение к объекту своей деятельности;
- личный пример учителя, его высокая научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка;
- осознание личной значимости приобретенных знаний;
- осознание общественной значимости приобретенных знаний;
- стремление познать всевозможные связи и отношения реального мира.
Познавательный интерес в своем развитии, как указывают Щукина Г.И. и Гилев Д.К., проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности, к познавательному и научно-теоретическому интересу. Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь значения для человека. На стадии любопытства ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний. На этой стадии развития интереса и учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности. Любопытство связано больше с эмоциональной реакцией на новизну.
Любознательность. Эта стадия характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени развития познавательного интереса детям свойственны эмоции удивления, радости познания. Уже в восьми-девяти летнем возрасте у ребенка появляется направленность на учебные предметы, связанная со стремлением узнать больше, чем дается на уроке. Любознательность становится устойчивой чертой характера и представляет большую ценность для развития личности. Для любознательности характерно познание более глубоких связей и отношений, существующих связей и отношений, существующих в мире. Она проявляется в форме общего интереса по всему, с чем приходится сталкиваться ребенку.
В дальнейшем на этой основе складываются дифференцированные познавательные и научно-теоретические интересы, характеризующиеся стремлением разрешить всевозможные проблемные вопросы в теории или на практике.
Познавательные и научно-теоретические интересы являются завершающей стадией развития конкретного интереса школьника. На этой стадии наиболее полно проявляется свойство интереса - быть побудительной силой деятельности. Объективно это проявляется в увлеченности человека делом, потребности к углублению и творческому применению знаний, постоянное их совершенствование. В сконцентрированном виде путь развития интереса дан Д.М. Китежевой: любопытство - любознательность - ситуативный интерес - познавательный интерес - познавательная потребность.
Понятно, что в младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьется до потребности. Но установлено, что уже в этом возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются нравственные и познавательные стремления. Кроме того, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к знаниям, деятельности. Выше сказанное позволяет говорить о достаточной многосторонности интересов детей 7-10 лет.
Интерес, в том числе и познавательный, развивается как стихийно, так и под влиянием извне. Понятно, что второй путь является более продуктивным. Развитие познавательных интересов во многом зависит от мастерства учителя, от его методической подготовленности. В соответствии со спецификой предмета методические приемы, возбуждающие интерес, активную познавательную деятельность, специфичны. Но вместе с тем, есть и общие педагогические условия. Каковы же они? Ответ на этот вопрос дается во многих исследованиях, но в наиболее сконцентрированном виде его дает Г.И. Щукина. По ее мнению, формированию познавательных интересов способствуют такие группы условий, как содержание обучения, процесс познавательной деятельности учащихся и отношения, складывающиеся в учебном процессе между его участниками (ученики-ученики; ученики-учитель). Хотя эти условия выделены для старшеклассников, с нашей точки зрения, они являются определяющими и для младшего школьного возраста. Конкретные пути в каждой группе условий определяются в непосредственном учебном процессе, но общей чертой является их исследовательский характер (Выготский Л.С., Щукина Г.И., Люблинская А.А.). Для понимания условий формирования познавательных интересов важны также положения о тесной связи интереса с умственной деятельностью, с такими ее процессами как анализ и синтез (НА. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский, Л.В. Занков и др.); о необходимости специально организованного педагогического воздействия на умственную познавательную деятельность, а через нее и на интересы (В.В. Давыдов, А.И. Раев и др.).