Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе
Понимание значимости книги как средства развития личности ребенка, о чем подробно шла речь в предыдущем параграфе, вызвало к жизни проблему поиска методических путей формирования у подрастающего поколения интереса к чтению научно-художественной и научно-популярной литературы, в том числе и литературы о природе. Эта проблема решалась и методистами-естественниками. В результате было предложено ряд приемов привлечения внимания ребенка книге, которые прочно вошли в школьную практику. К ним относятся следующие:
- прямое задание читать ту или иную книгу;
- рекомендательные списки книг, в том числе и книг о природе;
- выставки книг;
- читательские конференции;
- беседы о книгах;
- выступление старшеклассников перед младшими школьниками;
- использование прочитанного детьми на уроках;
- встречи с авторами книг;
- викторины и олимпиады;
- вечера занимательной науки и техники;
- сочетание рекомендации читать ту или иную книгу с дополнительным заданием: составить план, выписать цитаты о том-то, выписать непонятные слова, пояснить текст рисунком и т.п.
- использование на уроках занимательных материалов - загадок, кроссвордов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим типом научно-популярных произведений;
- написание сочинений;
- подготовка к урокам природоведения докладов, сообщений. Эти приемы широко применяются и в современной школьной практике. Они играют определенную положительную роль в привлечении детей к чтению научно-художественных и научно-популярных книг о природе, а потому считаем, что использование их вполне правомерно. Однако, на наш взгляд большинство из них применительно к младшим школьникам не могут дать необходимого эффекта, так как одни просто не вызывают должного внимания к книге, другие - олимпиады, конкурсы, вечера, встречи с авторами и т.п. - проводятся эпизодически и могут вызвать лишь временный интерес, который у младших школьников быстро угасает. Кроме того, педагогический эффект названных выше мер сильно снижается такими источниками дополнительной информации как телепередачи и видеофильмы. Это объясняется особенностями названных средств: наглядность, динамичность, сочетание зрительного ряда со словом, простота в обращении (достаточно нажать кнопку телевизора в нужное время или вставить кассету). Работа с книгой имеет ряд сложностей, неудобств: за книгой надо идти в библиотеку, взять у товарища и т.п., при чтении книги зрительный ряд не восполняется полностью иллюстрациями, его приходится домысливать самому, что у детей из-за недостаточности чувственного опыта не может сравниться с яркостью, динамичностью изображений на телеэкране. Дети, в семье которых нет телевизоров, чаще обращаются к книге. Но из-за бедности доступных им библиотек их внимание к книге также недостаточно. Учитывая все выше сказанное, мы задались целью разработать такие приемы, которые бы затрагивали психические функции ребенка. Изучение психолого-педагогической литературы (см. § 2 главы I) позволило нам установить, что активность в самообразовательной деятельности у учащихся возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешения возникшего познавательного интереса. Последний зарождается при наличии противоречий, проблемных ситуаций, которые могут возникать стихийно или создаваться преднамеренно. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие противоречия, которые, мы полагаем, и могут вызвать стремление прочитать ту или иную книгу:
- между имеющимися знаниями и потребностями в новой информации;
- между ограниченными возможностями общения ребенка на уроке и стремлением к более широкому общению, как в среде сверстников, так и за ее пределами;
- между желанием, стремлением к овладению практическими трудовыми и учебными действиями и отсутствием навыка выполнения этих действий;
- между наличием тенденции к утверждению субъектной позиции школьника и ограниченными возможностями ее полной реализации в рамках обязательного учебного процесса.