Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе
Словом, в основе этих приемов должен лежать с одной стороны возникающий, с другой - удовлетворенный интерес, что и является движущей силой развития последнего. Другое важное требование для этих приемов - возможность использования их для преднамеренного создания перед детьми проблемных ситуаций, ибо последние оказываются более эффективными, чем стихийно возникающие.
Мы предположили, что такими приемами могут быть следующие:
1. Работа с названием книги (произведения), выявление в ней загадочности, проблемы.
2. Если к книге (произведению) есть эпиграф, чтение эпиграфа и попытка через него определить основное содержание книги (произведения) с последующим сравнением того, о чем прочитали, с тем, что предположили по эпиграфу.
3. Сообщение интересных сведений об авторе.
4. В связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником, ведении наблюдений в природе, постановке опытов побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной научно-популярной книге.
5. Чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг. При этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, «на самом интересном месте», вызвавшем стремление узнать «а что же дальше».
6. Организация такой практической деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной литературе. Например, поручение ухаживать за комнатными растениями вызывает необходимость узнать биологические особенности этих растений, чтобы осуществлять правильный уход. Аналогичная ситуация складывается, если в школе есть животные или животных по просьбе ребенка завели дома.
7. Применение различных форм занимательности, когда она «связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия», т.е. когда она выполняет роль стимулирующего средства.
Как видим, для всех приемов характерно то, что искусственно создаваемые внешние воздействия, находя благоприятную основу во внутреннем интеллектуальном мире ребенка, вызывают возникновение ориентировочного рефлекса «что это такое?», «что это означает?», «что дальше?» и т.п., а вслед за ним и интерес к чтению научно-популярной литературы. При систематическом их применении они закрепляют и совершенствуют этот интерес.
Наше экспериментальное исследование опиралось на следующие ведущие положения активизации внеклассного детского чтения:
-внеклассное чтение представляет собой вид познавательной деятельности, который направлен на самообразование, развитие и воспитание учащихся;
- активизация чтения учащимися научно-популярной литературы о природе предусматривает методическую систему, обеспечивающую условия для развития познавательного интереса, выработку умений самостоятельной работы с книгой, применение на практике знаний, полученных при чтении такой литературы.
Экспериментальная методическая система включала:
1. Выбор учебных тем, который определялся наличием соответствующей по содержанию широко распространенной дополнительной литературы о природе и местом в планировании таким образом, чтобы эта литература в течение учебного года использовалась более или менее регулярно.
2. Охват разных форм организации учебной деятельности учащихся.
3. Преднамеренное включение в учебный процесс методических приемов (см. выше), обеспечивающих стремление ребенка к чтению книг о природе.
4. Использование в качестве дополнительной и научно-популярной, и научно-художественной.
При выборе литературы о природе для дополнительного чтения учитывались следующие факторы:
- связь с содержанием программы по природоведению, что обеспечивало возможность оперировать дополнительной информацией непосредственно на уроках;
- возможности использования этой информации для раскрытия причинно-следственных, в том числе и экологических связей;