Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе
- Приемы ознакомления со сказкой, предложенные К.Д.Ушинским. использование фланелеграфа и магнитной доски при рассказывании сказки в 1 классе. Методика работы со сказкой в 1 классе
- Использование иллюстраций при работе с книгой о природе,
- анализ иллюстраций в книге для чтения, использование при первичном знакомстве со сказкой иллюстрациями с опорой на текст, сравнение иллюстраций в книге для чтения с целью выбрать такую, которая более убедительно и выразительно изображает сказочные персонажи, "воссоздание" зрительно художественного образа сказки на материале нескольких рисунков, специально предложенных ученикам, устное иллюстрирование, иллюстрирование, графическое иллюстрирование прочитанной сказки, озаглавливание иллюстраций словами из текста сказки, "защита" своего рисунка, конкурс на лучший рисунок и лучшую "защиту "
- домысливание сказанных событий,
- дописание сказки по-своему, драматизация отдельных эпизодов сказки, уровни драматизации,
- Виды драматизации,
- Виды творческих пересказов, работа с картой, диафильмами,
- Дидактические игры по закреплению навыков чтения и ознакомления с окружающим миром для первоклассников,
- Игры – творческие, игры с правилами
- требования к дидактическим играм,
- кроссворды с загадками,
- кроссворды со считалками,
- кроссворда старичка-лесовичка,
- кроссворд - составь из пропущенных букв новое слово,
- игра веночек- цель: закрепить знания детей о луговых цветах, воспитывать любовь к родному краю.
Выводы по
II
главе
1. Научно-популярная и научно-художественная литература представляют собой особый тип литературного произведения, призванный нести широкому кругу читателей, в том числе и учащимся школ, сведения из разных отраслей наук. Важнейшими принципами содержания этих произведений являются научность и доступность. Второй принцип вызвал необходимость ориентации таких произведений на определенный возраст читателей. Стремление донести научные сведения до самого маленького читателя выделило из научно-популярных произведений научно-художественные. Последние, хотя концептуально и представляют единый блок с научно-популярными произведениями, имеют некоторые специфические черты: применим сюжет, сведения излагаются в виде разговора, или при помощи третьего лица; богаче и разнообразнее иллюстрации, они более эмоциональны; допустимы комиксы; язык более эмоциональный, стиль очерка может чередоваться прямой речью.
2. Чтение научно-популярной и научно-художественной литературы оказывает огромное развивающее воздействие на читателя, обогащая его эрудицию, совершенствуя познавательные способности, развивая познавательный интерес, духовные силы, умение видеть, понимать и ценить прекрасное, гражданско-патриотические чувства, культуру чтения, практические умения и навыки. Эта литература играет определенную роль в профессиональной ориентации, неоценима ее роль в развитии экологической культуры.
3. Развивающее воздействие научно-художественной и научно-популярной литературы более эффективно, если им управляют извне. Средством такого управления является специально разработанная методика, которая, как показало наше исследование, должна строиться на возбуждении познавательного интереса. Последнее происходит при наличии противоречий, проблемных ситуаций, создаваемых с помощью специальных приемов.
4. Разработанная нами методика развития у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы проверена в эксперименте. Ее эффективность и доступность подтверждена статистическими данными, количественным и качественным анализом экспериментальных материалов, охватом городских и сельских школ, достаточным количеством испытуемых.