Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе

- показ практического использования данной научной информации человеком;

-возможности применения этих сведений в непосредственной практиче­ской деятельности ребенка;

- доступность изложения научных сведений и языка произведений данно­му возрасту учащихся.

Сущностной характеристикой нашей методической систе­мы является побуждение детей к деятельности, направленной на овладение но­выми умениями, и реализация ее в школьной практике посредством специаль­ных приемов, несущих в себе противоречие, проблему, ставящих ребенка в по­зицию субъекта деятельности. Последние вызывают в ученике активный поиск путей решения проблем, удовлетворения возникшего интереса в нашем кон­кретном случае в чтении научно-популярной и научно-художественной литера­туры.

РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе.

- Приемы привлечения внимания ребёнка к книге:

прямое задание читать ту или иную книгу, рекомендательные списки книг, в том числе и книг о природе, выставки книг, читательские конференции, беседы о книгах, выступления старшеклассников перед младшими школьниками, встречи с авторами книг, викторины и олимпиады, вечера занимательной науки и техники, сочетание рекомендации читать ту или иную книгу с дополнитель­ным заданием: составить план, выписать цитаты о том-то, выписать непо­нятные слова, пояснить текст рисунком и т.д. использование на уроках занимательных материалов - загадок, кроссвор­дов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим типом научно-популярных произведений написание сочинений подготовка к урокам чтения, природоведения докладов, сообщений.

- Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся читать книги о природе.

Приемы: работа с названием книги, выявление в ней загадочности, проблемы, чтение эпиграфа и попытка через него определить основное содержание книги с последующим сравнением того, о чем прочита­ли, с тем, что предложили по эпиграфу, сообщение интересных сведений об авторе, в связи с изучением обязательного учебного материала при ра­боте с учебником, ведение наблюдений в природе, постановке опы­тов побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной научно-популярной книге, чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг, при этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, организация такой практической деятельности детей, для успеш­ного осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной литературе, применение различных форм занимательности.

- Ведущие положения активизации внеклассного детского чтения,

- формирование интереса к чтению книг о природе на примере расска­зов писателя-земляка М.М.Пришвина. "Сухостойное дерево", "Еж" и др.

- Использование научно-художественной и научно-популярной и литературы о природе на уроках.

-на уроках чтения, природы, внеклассного чтения, ИЗО,

- беседы о содержании научно-художественных, научно-популярных книг приме­нительно к темам уроков; рекомендация отдельных книг для обязатель­ного и добровольного чтения.

- чтение учителем на уроке научно-художественной сказки, стихи, отрывков из научно-популярных книг,

- рассказы детей, что они прочитали в той или иной книге,

- сочинения о природе, основанные на материале научно-популярной, научно-художественной литерату­ры или как подведение итога по какой-либо теме,

- коллективное чтение научно-популярной и научно-художественной литературы в классе учащимися,

- коллективное составление рассказа учащимися по материалам научно-популярной лите­ратуры, доклады , рассуждения, внеклассное чтение,

- классный час, посвященный ответам и вопросам учащихся по научно-популярной литературе,

- игровые приемы в виде викторин, загадок, кроссвордов, конкурсов,

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5