Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе
- показ практического использования данной научной информации человеком;
-возможности применения этих сведений в непосредственной практической деятельности ребенка;
- доступность изложения научных сведений и языка произведений данному возрасту учащихся.
Сущностной характеристикой нашей методической системы является побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и реализация ее в школьной практике посредством специальных приемов, несущих в себе противоречие, проблему, ставящих ребенка в позицию субъекта деятельности. Последние вызывают в ученике активный поиск путей решения проблем, удовлетворения возникшего интереса в нашем конкретном случае в чтении научно-популярной и научно-художественной литературы.
РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе.
- Приемы привлечения внимания ребёнка к книге:
прямое задание читать ту или иную книгу, рекомендательные списки книг, в том числе и книг о природе, выставки книг, читательские конференции, беседы о книгах, выступления старшеклассников перед младшими школьниками, встречи с авторами книг, викторины и олимпиады, вечера занимательной науки и техники, сочетание рекомендации читать ту или иную книгу с дополнительным заданием: составить план, выписать цитаты о том-то, выписать непонятные слова, пояснить текст рисунком и т.д. использование на уроках занимательных материалов - загадок, кроссвордов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим типом научно-популярных произведений написание сочинений подготовка к урокам чтения, природоведения докладов, сообщений.
- Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся читать книги о природе.
Приемы: работа с названием книги, выявление в ней загадочности, проблемы, чтение эпиграфа и попытка через него определить основное содержание книги с последующим сравнением того, о чем прочитали, с тем, что предложили по эпиграфу, сообщение интересных сведений об авторе, в связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником, ведение наблюдений в природе, постановке опытов побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной научно-популярной книге, чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг, при этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, организация такой практической деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной литературе, применение различных форм занимательности.
- Ведущие положения активизации внеклассного детского чтения,
- формирование интереса к чтению книг о природе на примере рассказов писателя-земляка М.М.Пришвина. "Сухостойное дерево", "Еж" и др.
- Использование научно-художественной и научно-популярной и литературы о природе на уроках.
-на уроках чтения, природы, внеклассного чтения, ИЗО,
- беседы о содержании научно-художественных, научно-популярных книг применительно к темам уроков; рекомендация отдельных книг для обязательного и добровольного чтения.
- чтение учителем на уроке научно-художественной сказки, стихи, отрывков из научно-популярных книг,
- рассказы детей, что они прочитали в той или иной книге,
- сочинения о природе, основанные на материале научно-популярной, научно-художественной литературы или как подведение итога по какой-либо теме,
- коллективное чтение научно-популярной и научно-художественной литературы в классе учащимися,
- коллективное составление рассказа учащимися по материалам научно-популярной литературы, доклады , рассуждения, внеклассное чтение,
- классный час, посвященный ответам и вопросам учащихся по научно-популярной литературе,
- игровые приемы в виде викторин, загадок, кроссвордов, конкурсов,