Идея вальдорфской школы

   

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых

каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к

нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в

неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.

Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году – в

эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф

Штайнер, высказал мысль, что одной из причин социально-политического

кризиса было то, что господствовавшая в то время во многих странах Европы

система образования, ориентированная на сословное деление общества,

воздвигала барьеры непонимания в сознании различных общественных групп, в

то время как дети трудящихся вообще не имели возможности получать

полноценное образование и вынуждены были включаться в производительный труд

до достижения ими совершеннолетия. В гимназиях же дети хотя и получали

“образование”, но оно носило сугубо умозрительный, абстрактный, оторванный

от жизни характер.

Штайнер выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной

школы, “школы для всех людей”, в основу которой должна быть положена идея

общечеловеческого образования. Школа, по его мнению, прежде всего “должна

ориентироваться на законы развития человека, которые у всех людей

одинаковы”, а не на сословное деление общества. Она должна опираться на

целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и

руки), специфические потребности детей в развитии в каждом возрасте. Идея

общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное,

нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей

идеей вальдорфской школы. Кем бы человек ни стал в смысле своего

профессионального самоопределения, он прежде всего человек, и лишь во

вторую очередь ученый, предприниматель, юрист или управленец. Современная

школа движима идеалом доктора наук, говорил Штайнер, это знаниевая школа.

“Если мы хотим в одном слове выразить основную идею вальдорфской школы, то

можно сказать, что она стремится заменить идеал доктора на идеал человека”.

Среди выпускников одного класса вальдорфской школы мы можем встретить

учеников с высокими достижениями в математике, иностранных языках, в

истории или литературе, или же таких, которые показали прекрасные

результаты в каком-либо виде искусства или же в ремесленно-практической

области.

На выпускном экзамене в штутгартской вальдорфской школе одна

девушка защищала свой проект – она сама сделала скрипку и играла на ней.

Она представила не только саму скрипку, выполненную на достаточно высоком

уровне, но и теорию музыки. Проводя последовательно в проекте непрерывную

линию от замысла, через модель – наброски, рисунки, чертежи–к практически

созданному предмету – результату труда, вальдорфцы стремятся преодолеть

широко распространенный в наше время отрыв “теоретического мышления” от

воли и материальной деятельности – проблема, особенно актуальная для нашего

общества. Другой ученик подготовил сольное выступление – концерт для

фортепиано с оркестром Вивальди. Оркестр состоял из учеников выпускного

класса и из учеников смежных классов. Эти же ученики сдавали при этом и

общепринятый государственный выпускной экзамен реальной школы или абитур –

экзамен, дающий право на учебу в университете.

Педагогика заглядывает в будущее лишь глазами детей

Мастерство и свобода – две стороны одной медали, которые

взаимообусловлены. Свобода учителя без мастерства и умения, без

педагогического понимания разрушительна. С другой стороны, без передачи

значительной доли ответственности из рук управленцев в руки самих

участников образовательного процесса не может быть здоровой педагогики,

полноценного образования. Отсюда та роль, которую вальдорфцы придают

подготовке учителя. Именно в этом – решающий фактор любой плодотворной

школьной реформы. Так понятая педагогика становится искусством воспитания,

основанным на понимании растущего человека, а идея классного учителя,

несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности

педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики.

Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом человеке.

Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный момент становится как бы антитезой требованиям, предъявляемым к школе извне, со стороны взрослого сообщества (общества). Но ориентация на будущее

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5