Идея вальдорфской школы
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых
каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к
нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в
неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.
Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году – в
эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф
Штайнер, высказал мысль, что одной из причин социально-политического
кризиса было то, что господствовавшая в то время во многих странах Европы
система образования, ориентированная на сословное деление общества,
воздвигала барьеры непонимания в сознании различных общественных групп, в
то время как дети трудящихся вообще не имели возможности получать
полноценное образование и вынуждены были включаться в производительный труд
до достижения ими совершеннолетия. В гимназиях же дети хотя и получали
“образование”, но оно носило сугубо умозрительный, абстрактный, оторванный
от жизни характер.
Штайнер выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной
школы, “школы для всех людей”, в основу которой должна быть положена идея
общечеловеческого образования. Школа, по его мнению, прежде всего “должна
ориентироваться на законы развития человека, которые у всех людей
одинаковы”, а не на сословное деление общества. Она должна опираться на
целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и
руки), специфические потребности детей в развитии в каждом возрасте. Идея
общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное,
нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей
идеей вальдорфской школы. Кем бы человек ни стал в смысле своего
профессионального самоопределения, он прежде всего человек, и лишь во
вторую очередь ученый, предприниматель, юрист или управленец. Современная
школа движима идеалом доктора наук, говорил Штайнер, это знаниевая школа.
“Если мы хотим в одном слове выразить основную идею вальдорфской школы, то
можно сказать, что она стремится заменить идеал доктора на идеал человека”.
Среди выпускников одного класса вальдорфской школы мы можем встретить
учеников с высокими достижениями в математике, иностранных языках, в
истории или литературе, или же таких, которые показали прекрасные
результаты в каком-либо виде искусства или же в ремесленно-практической
области.
На выпускном экзамене в штутгартской вальдорфской школе одна
девушка защищала свой проект – она сама сделала скрипку и играла на ней.
Она представила не только саму скрипку, выполненную на достаточно высоком
уровне, но и теорию музыки. Проводя последовательно в проекте непрерывную
линию от замысла, через модель – наброски, рисунки, чертежи–к практически
созданному предмету – результату труда, вальдорфцы стремятся преодолеть
широко распространенный в наше время отрыв “теоретического мышления” от
воли и материальной деятельности – проблема, особенно актуальная для нашего
общества. Другой ученик подготовил сольное выступление – концерт для
фортепиано с оркестром Вивальди. Оркестр состоял из учеников выпускного
класса и из учеников смежных классов. Эти же ученики сдавали при этом и
общепринятый государственный выпускной экзамен реальной школы или абитур –
экзамен, дающий право на учебу в университете.
Педагогика заглядывает в будущее лишь глазами детей
Мастерство и свобода – две стороны одной медали, которые
взаимообусловлены. Свобода учителя без мастерства и умения, без
педагогического понимания разрушительна. С другой стороны, без передачи
значительной доли ответственности из рук управленцев в руки самих
участников образовательного процесса не может быть здоровой педагогики,
полноценного образования. Отсюда та роль, которую вальдорфцы придают
подготовке учителя. Именно в этом – решающий фактор любой плодотворной
школьной реформы. Так понятая педагогика становится искусством воспитания,
основанным на понимании растущего человека, а идея классного учителя,
несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности
педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики.
Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом человеке.
Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный момент становится как бы антитезой требованиям, предъявляемым к школе извне, со стороны взрослого сообщества (общества). Но ориентация на будущее