Идея вальдорфской школы
фатальна для педагогики, так как с необходимостью влечет за собой мысль о том, что время, проводимое ребенком в школе, и – шире – весь период детства и юности – лишь только подготовка к жизни, но сама еще не есть полноценная
жизнь. То, что волнует ребенка здесь и сейчас, не важно.Важно, чтобы он
был приспособлен к жизни в обществе – в таком обществе, каким мы его себе
представляем в данный момент времени; при этом наша точка зрения может быть
весьма ограниченной или даже совсем ошибочной.
Установка на будущее влечет за собой не только обеднение жизни
детей, но и обеднение жизни взрослого сообщества – ведь родители являются
членами того самого общества, для жизни в котором мы готовим наших детей в
школе. Вместо того чтобы жить с детьми полноценной и интересной жизнью – у
кого есть дети, те знают, как может обогатиться благодаря детям жизнь, –
взрослые ведут с детьми постоянную войну за то, чтобы те соответствовали
требованиям, выдвигаемым школой и ориентирующимся на будущую жизнь. Таким
образом, возникает порочный круг, в котором все – и взрослые, и дети –
готовятся к будущей жизни, которая, во всяком случае в этом
предполагающемся виде, никогда не наступит.
Школа, сориентированная на потребности и проблемы конкретных детей и
идущая от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить
полной жизнью, выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных
“полноценных людей” (Штайнер) и тем самым выполнит свое подлинное
общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития
общества и культуры.
Классная коллегия + школьная конференция + родители.
Ребенок открыт будущему, он – существо, находящееся в становлении и
развитии. Вот почему Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики
подарил миру школу, ориентированную на “законы развития человека, которые у
всех людей одинаковы”. “Школа для всех”, в которой важна не только детская
голова, но и руки, и сердце, стала центральной идеей вальдорфской
педагогики.
Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном
развитии может осуществляться только в непосредственной встрече педагогов-
учителей, родителей и детей. Эта встреча носит всегда индивидуальный,
неповторимый характер и связана с необходимостью принимать творческие
решения. Штайнер отмечал, что деловая и практичная школьная жизнь может
осуществляться только тогда, когда “опыт, полученный в конкретном
преподавании, будет вливаться также и в управление”(Штайнер).
Таким образом, принцип автономии и вытекающая из него идея
самоуправления становится внутрипедагогическим, а не политическим
требованием, связанным с необходимостью вводить в школу демократию в
условиях переходного периода или по каким-нибудь другим внепедагогическим
мотивам.
Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в
управлении и жизни школы – еще одна отличительная черта вальдорфских школ.
Ключевым системообразующим словом, относящимся к структуре управления
школой вальдорфского типа, является не демократия, а именно самоуправление.
Ведь далеко не все вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах
решающим является профессиональная компетенци. Не являетсь системообразующим и принцип свободы. Ведь классный учитель работает не один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоделия,
иностранного языка и врач, который не только лечит, но и преподает. Все вместе они составляют классную коллегию. Все они видят ребенка по-разному,
и на учительской конференции каждый рассказывает о нем, что с ним в данное время происходит, какие у него способности, какие трудности.Это называется феноменологическим обсуждением, из которого складывается образ ребенка.
Учитель старается изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с этим образом, полученным в результате такого обсуждения.
Содержание классной конференции распространяется и на родительские вечера.
Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.
Кроме классной конференции, существует конференция всех школьных
учителей – органа учительского самоуправления.
Конференция подразделяется на три части. Первая часть касается
сугубо педагогических вопросов: вся школьная коллегия стремится углублять свои профессиональные знания, совершенствовать способности. В обсуждение
включаются общие, фундаментальные вопросы педагогики, методики и дидактики,психологии, антропологии развития, а также вопросы, касающиеся конкретной
педагогической работы в конкретном классе или проблемы с определенным ребенком.