Идея вальдорфской школы

Вторая часть конференции не касается содержания. На ней решаются организационные вопросы. Например, приближаются праздник, школьная ярмарка

или концерт. Важно хорошо организовать эти мероприятия. Принимаются решения, кто за что в этом деле будет отвечать, намечаются сроки. Также и

здесь решения принимаются, как правило, не демократическим путем – голосованием на основе решения большинства, а на основе свободной

инициативы и ответственности: кто-то проявляет инициативу взять на себя

ответственность за какое-либо конкретное дело.

И, наконец, третья часть конференции. В ней участвуют только постоянные сотрудники школы. На третьей части конференции обсуждаются и принимаются

решения по поводу стратегии развития, финансовые и кадровые вопросы.

Идеалом является достижение согласия всех, что иногда требует долгих и трудных обсуждений. В особо спорных случаях прибегают к голосованию.

Исполнительный или финансовый директор школы принимает участие во внутренней конференции и принятии решений. Однако в педагогических вопросах он не имеет решающего голоса.

Решения, принятые на заключительной части конференции, обсуждаются и утверждаются в правлении школы. Оно состоит из представителей учительской коллегии и родительского сообщества.

Важная функция правления – формирование бюджета школы. Финансовый или исполнительный директор школы является членом конференции и правления.

Функция директора такая же, как и у любого другого сотрудника школы, – отвечать за свой участок работы. Таким образом, структура самоуправления – это не пирамидальная, иерархическая конституция, а горизонтальная система

взаимосвязей и сфер ответственности.

Существуют другие органы самоуправления. Это учительские,

родительские или учительско-родительские инициативные группы, собирающиеся по обстоятельствам. Например, близится ремонт. Образуется учительский –родительский орган, ответственный за ремонт. Учреждается фонд. Родители,которые не могут заплатить, сами ремонтируют школьные помещения. Не деньгами, так своим трудом помогают школе.

В некоторых школах есть круг доверия. Родители, которые недовольны

работой того или иного учителя, могут прийти на круг доверия и высказать

свое отношение, свои претензии: чем они недовольны, что, по их мнению,

следует улучшить.

Все это способствует тому, что школа становится крепкой педагогической

общиной. Многочисленные друзья школы способны поддержать ее даже в самые

тяжелые времена. И в условиях нашей трудной действительности многие

вальдорфские школы оказались весьма устойчивыми и жизнеспособными

общностями. Им удалось заинтересовать родителей и привлечь их к активному

участию в жизни школы.

Мастерство и доверие сильнее предписаний.

“Мы не должны формулировать никаких абстрактных требований или

программ. Нужно просто описать природу ребенка, и из существа становящегося

человека как бы сами собой возникнут точки зрения, необходимые для

воспитания”.

Рудольф Штайнер

По-настоящему плодотворной работа школы сможет быть только тогда,

когда учителя будут исходить в своей работе из потребностей в развитии

конкретных детей в каждый конкретный момент развития. Для этого необходимо,

во-первых, дать учителю ключ к пониманию природы ребенка, детства, научить

его мастерству индивидуального педагогического действия. Для этих целей

Штайнер разработал педагогическую антропологию развития. Во-вторых,

необходимо дать учителю возможность творчески реализовать это свое

мастерство, приобретать индивидуальный опыт, что неизбежно влечет за собой

предоставление учителю значительной степени автономии и свободы в его

работе.

Принцип творческой автономии учителя – важнейший принцип вальдорфской

педагогики. Учитель, постоянно оглядывающийся на предписания извне,

дрожащий перед очередной комиссией или контрольной, не в состоянии

выполнять своих прямых обязанностей – осуществлять полноценный

образовательный процесс, понимаемый в нашей стране как обучение плюс

воспитание. Учитель, поставленный в жесткие рамки, вынужден работать,

ориентируясь на формальные достижения. В результате в качестве его работы

не могут не возникнуть проблемы. Тогда мы начинаем искать выход из

сложившегося положения тем, что передаем “воспитание” в руки еще одного

“специалиста” – воспитателя. Однако настоящий учитель не может не быть и

воспитателем.

Воспитывающая функция присуща всем предметам в той или иной степени.

Было бы роковой ошибкой дробить единый образовательный процесс по разным

ведомствам. Выход – вальдорфская идея классного учителя, педагога-мастера,

обладающего значительной степенью автономии и свободы в своей работе. Нужно

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5