Идея вальдорфской школы

сделать все, чтобы учитель мог стать мастером в своей профессии, и затем

строить отношения с ним на основе доверия, что, конечно, не отрицает

разумных форм контроля и самоконтроля учителем своей работы.

Утренние круги детской садовницы

В группу вальдорфского детского сада приходят дети от 3,5 до 6 лет.

Они живут все вместе и, как говорят взрослые, вбирают жизненные впечатления

из своего окружения. Вальдорфцы называют это “вдохом” и “выдохом”. День в

детском саду делится на две главные части: свободную игру (выдох) и занятия

с детской садовницей (вдох). Ребятишки включаются в общ

ую жизнь группы естественно,без дополнительных просьб

Дети приходят в группу – садовница принимает каждого особо, и все

идут в ту часть комнаты, где находится игровой материал. Обычно это шишки,

желуди, сложенные в корзинки, кора, распиленные на кружочки березовые

стволы, цветная ткань. Все из естественных материалов. Игрушка должна

только обозначать, намекать на форму предмета и занятий с ним. Тогда у

детей лучше развивается фантазия. Если у куклы черты лица только намечены,

то она может и радоваться и плакать, и спать и веселиться, и болеть и

становиться врачом. Голубой платок может быть покрывалом Девы Марии и

лесным озером.

Завершилась свободная игра. Детская садовница собирает всех на

утренний круг. Все приветствуют солнышко, поют общую песенку, слушают какой-

нибудь рассказ или сказку. После этого завтрак. Перед едой все читают

благодарственный псалом Давида, стихотворение или поют песенку “Всякий плод

в земле растет”. Вальдорфцы считают, что так воспитывается чувство

благодарности – основа нравственной жизни.

После завтрака – опять “выдох”: прогулка, игра в песочнице или качели,

снежная баба или работа в саду. После прогулки детей ждет сказка, которую

воспитательница обязательно рассказывает наизусть. Вальдорфской садовнице

приходится быть настоящей сказительницей. В это время дня – в соответствии

с днем недели – может быть кукольный театр или занятие каким-либо видом

искусства, а также празднование дня рождения. Празднование различных

событий в вальдорфском детском саду, как и работа с природными материалами,

ритмические игры, – все это направления работы, которые каждая детская

садовница постоянно совершенствует, обмениваясь опытом со своими коллегами.

На седьмом году жизни с ребенком происходят важные изменения в

физиологическом и психологическом плане. Меняются и содержание деятельности

ребенка, и подход к нему со стороны взрослых.

Дети приходят в вальдорфскую школу. Жизнь становится и похожей, и непохожей

на прежнюю.

Перед уроком учитель здоровается с каждым ребенком за руку. Затем –

ритмическая часть. Дети читают стихи, поют, в некоторых школах играют на

флейте. Чтение стихов сопровождается жестами, выражающими образную и

ритмическую ткань стихотворения. Стихотворение может быть связано с

временем года или содержанием соответствующего урока. На ритмической части,

которая продолжается в младших классах до получаса, могут найти выражение

многообразные формы творческой активности детей, связанной со словом и

движением. Опытный вальдорфский учитель может поднять ритмическую часть на

уровень настоящего искусства.

Затем следует основной урок. Р.Штайнер делил все предметы на имеющие в себе

логическую связь и требующие постоянных упражнений. Поэтому в вальдорфской

школе общеобразовательные предметы преподаются в течение периодов от 3 до 5

недель. Это называется “главный урок”. Завершается он свободным рассказом

учителя, материалом для которого служат народные сказки, басни и легенды

(жития святых), библейские сюжеты и мотивы мифов народов мира. Остальные

уроки ритмически меняются в течение недели. Это два иностранных языка,

рукоделие и музыка, занятия искусством и закрепление всего того, что

требует дополнительных упражнений.

Праздники, фестивали, выставки, разнообразные кафе и театральные

постановки – неотъемлемая часть школьной жизни. Им посвящается вторая

половина дня.

Есть еще нечто важное, на что обращал внимание Р.Штайнер. Он выделял

предметы и культурные области, которые глубоко связаны с существом человека

и мира, и другие, которые являются сугубо человеческими договоренностями.

Например, речь и пение связаны с существом человека, в то время как

знаковое выражение речи – письмо, чтение – является лишь поздним продуктом

культуры.

Все формальное, искусственное чуждо душе ребенка, и взрослые в вальдорфской

школе стремятся оживлять неживое. Для этого они нашли много конкретных

форм, главная из которых – принцип художественной образности. Так, из

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5