Идея вальдорфской школы
сделать все, чтобы учитель мог стать мастером в своей профессии, и затем
строить отношения с ним на основе доверия, что, конечно, не отрицает
разумных форм контроля и самоконтроля учителем своей работы.
Утренние круги детской садовницы
В группу вальдорфского детского сада приходят дети от 3,5 до 6 лет.
Они живут все вместе и, как говорят взрослые, вбирают жизненные впечатления
из своего окружения. Вальдорфцы называют это “вдохом” и “выдохом”. День в
детском саду делится на две главные части: свободную игру (выдох) и занятия
с детской садовницей (вдох). Ребятишки включаются в общ
ую жизнь группы естественно,без дополнительных просьб
Дети приходят в группу – садовница принимает каждого особо, и все
идут в ту часть комнаты, где находится игровой материал. Обычно это шишки,
желуди, сложенные в корзинки, кора, распиленные на кружочки березовые
стволы, цветная ткань. Все из естественных материалов. Игрушка должна
только обозначать, намекать на форму предмета и занятий с ним. Тогда у
детей лучше развивается фантазия. Если у куклы черты лица только намечены,
то она может и радоваться и плакать, и спать и веселиться, и болеть и
становиться врачом. Голубой платок может быть покрывалом Девы Марии и
лесным озером.
Завершилась свободная игра. Детская садовница собирает всех на
утренний круг. Все приветствуют солнышко, поют общую песенку, слушают какой-
нибудь рассказ или сказку. После этого завтрак. Перед едой все читают
благодарственный псалом Давида, стихотворение или поют песенку “Всякий плод
в земле растет”. Вальдорфцы считают, что так воспитывается чувство
благодарности – основа нравственной жизни.
После завтрака – опять “выдох”: прогулка, игра в песочнице или качели,
снежная баба или работа в саду. После прогулки детей ждет сказка, которую
воспитательница обязательно рассказывает наизусть. Вальдорфской садовнице
приходится быть настоящей сказительницей. В это время дня – в соответствии
с днем недели – может быть кукольный театр или занятие каким-либо видом
искусства, а также празднование дня рождения. Празднование различных
событий в вальдорфском детском саду, как и работа с природными материалами,
ритмические игры, – все это направления работы, которые каждая детская
садовница постоянно совершенствует, обмениваясь опытом со своими коллегами.
На седьмом году жизни с ребенком происходят важные изменения в
физиологическом и психологическом плане. Меняются и содержание деятельности
ребенка, и подход к нему со стороны взрослых.
Дети приходят в вальдорфскую школу. Жизнь становится и похожей, и непохожей
на прежнюю.
Перед уроком учитель здоровается с каждым ребенком за руку. Затем –
ритмическая часть. Дети читают стихи, поют, в некоторых школах играют на
флейте. Чтение стихов сопровождается жестами, выражающими образную и
ритмическую ткань стихотворения. Стихотворение может быть связано с
временем года или содержанием соответствующего урока. На ритмической части,
которая продолжается в младших классах до получаса, могут найти выражение
многообразные формы творческой активности детей, связанной со словом и
движением. Опытный вальдорфский учитель может поднять ритмическую часть на
уровень настоящего искусства.
Затем следует основной урок. Р.Штайнер делил все предметы на имеющие в себе
логическую связь и требующие постоянных упражнений. Поэтому в вальдорфской
школе общеобразовательные предметы преподаются в течение периодов от 3 до 5
недель. Это называется “главный урок”. Завершается он свободным рассказом
учителя, материалом для которого служат народные сказки, басни и легенды
(жития святых), библейские сюжеты и мотивы мифов народов мира. Остальные
уроки ритмически меняются в течение недели. Это два иностранных языка,
рукоделие и музыка, занятия искусством и закрепление всего того, что
требует дополнительных упражнений.
Праздники, фестивали, выставки, разнообразные кафе и театральные
постановки – неотъемлемая часть школьной жизни. Им посвящается вторая
половина дня.
Есть еще нечто важное, на что обращал внимание Р.Штайнер. Он выделял
предметы и культурные области, которые глубоко связаны с существом человека
и мира, и другие, которые являются сугубо человеческими договоренностями.
Например, речь и пение связаны с существом человека, в то время как
знаковое выражение речи – письмо, чтение – является лишь поздним продуктом
культуры.
Все формальное, искусственное чуждо душе ребенка, и взрослые в вальдорфской
школе стремятся оживлять неживое. Для этого они нашли много конкретных
форм, главная из которых – принцип художественной образности. Так, из