Аксиологические основы педагогической науки

Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализация. При этом его отношение к окружающему миру связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными, подходами: практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и в пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей действительности.

Однако научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из любви к истине, но и с. целью полного удовлетворения социальных потребностей. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (или ценностный) подход, выступающий своеобразным "мостом" между теорией и практикой.

Он позволяет, с одной стороны, изучать явление с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, с другой - решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек в ней рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики [16, С. 307].

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы. Однако к ценностям относятся только положительно значимые явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценности сами по себе остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота и т. п. привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическую направленность, выдержали проверку в практике мировой истории. В условиях демократического преобразования российского общества речь должна идти не об изобретении новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического подхода находится концепция взаимозависимого взаимодействующего мира. Наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека - значит отрицать гуманистический фундамент. Гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей доставляет его содержание.

Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в области человековедения. Смежные с педагогикой науки, признавая необходимость расширения своих границ, стремятся составить диалог с педагогикой. Однако для того чтобы диалоговый режим взаимодействия различных наук и подходов не остался декларацией, необходимо введение в практику аксиологических принципов.

К числу аксиологических принципов относятся:

1 равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

2 равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;

3 равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей, диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Одной из первостепенных задач является объединение наук на гуманистической основе. Именно гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

Перейти на страницу: 1 2 3 4