Аксиологические основы педагогической науки
4.Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования.
5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их связь с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов, учебных программ и учебников.
6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать внешние влияния в новообразования личности. Это обусловливает важность деятельностного подхода как стратегии гуманитаризации и гуманизации технологий.
7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.
Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как цельную личность. Личностный подход требует включения в педагогический процесс личностного опыта (чувств, эмоций, переживаний, определенных действий и поступков).
8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, а позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и позиций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная последовательность, динамика от максимальном помощи педагога учащимся в решении учебных задач на ранних этапах образования через постепенную активизацию учащихся к полной саморегуляции в обучении и появлению партнерства между педагогом и воспитанником.
9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.
10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при котором личность может творить обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации образования позволяет выделить основные закономерности гуманизации образования и систему взаимосвязанных с ними принципов. Теоретическое осмысление закономерностей и принципов гуманизации образования позволяет определить не только стратегическое направление образовательного процесса, но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических идей и целей.