Аксиологические основы педагогической науки
Понимание ценностных характеристик педагогических явлений сложилось под влиянием общей аксиологии. В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реализовать условия для заложенных в каждом человеке возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.
Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. Педагогические ценности – это те особенности, которые позволяют удовлетворить не только потребности педагога, но и служить ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
Педагогические ценности, как любые другие ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности.
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Оно характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения и функционирования системы образования.
Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Гуманизация выдвигает задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе "учитель-ученик" - установление связей сотрудничества . Подобная ориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует переосмотра содержания, целей и технологий образования.
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования.
1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.
Ребенок не стоит перед окружающим миром один на один, его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое или опосредованное общение).
Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, чтобы сделать их своими потребностями, «человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. Этот процесс по своим функциям и является процессом воспитания в широком педагогическом смысле этого слова.
2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
3. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на психические функции, которые уже созрели и готовы к дальнейшему развитию, [9, С.252]. Данная ориентация требует выдвижения таких целей образования, которые обеспечивали бы базис, необходимый для развития личности в каждом возрастном периоде.