Сравнительный анализ традиционного и нестандартного уроков чтения в начальной школе
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, что является одним из принципов концепции гуманизации образования. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: они видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы и гуманизации образования, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. Но на наш взгляд, любая работа, связанная с творческой деятельностью детей, способствует развитию личности и познавательных процессов ребёнка.
Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая учителей. Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: стандартом, шаблоном, однообразием, скукой, отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами: «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразными формами объяснения и обратной связи, применения необычных разновидностей уроков, новых построений учебных занятий, в корне отличающихся от так называемых стандартных уроков классического образца.
Они не заменяют этих уроков, а дополняют их, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, а значит, способствуют совершенствованию учебного процесса.
Нами были разработаны, проведены, сравнены и проанализированы два вида уроков чтения: традиционный (по теме В. Гюго «Отверженные») и нестандартный (по теме «Путешествие в мир сказки»).
Приведем конспекты уроков чтения в 3 классе. Эти уроки проводились автором работы во время прохождения педагогической практики в ЮРЛКиНК города Железноводска.
Рассмотрим планы-конспекты проведенных уроков:
Тема:
«В. Гюго «Отверженные» , «Обстрел баррикады»».
Цели:
1)продолжить знакомство с главами из романа «Отверженные»; проследить как развивались события французской революции, характер главного героя в главе «Обстрел баррикады»;
2)развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; активизировать словарный запас, совершенствовать умение давать полные ответы, развивать произвольное внимание, долговременную память;
3)воспитывать настойчивость в достижении цели, смелость, интерес к чтению.
Оборудование: карточки для словарной работы.
Ход урока.
I.Организация внимания.
II.Актуализация ранее изученного.
1.Сообщение темы и целей повторения.
-Главы какого произведения вы читаете? Кто автор?
п/о – «Отверженные» , В. Гюго.
-Какое историческое событие отражено в этом романе?
п/о – французская революция.
-Кто является главным героем прочитанных вами глав?
п/о – Гаврош.
-Сейчас мы проверим, что вам известно о французской революции и о её маленьком герое Гавроше.
2.Фронтальный опрос.
-Когда происходят описанные события?
п/о – весной 1832 года.
-Ребята, прошёл уже 171 год со времени описанных событий. А в каком городе они развернулись?
п/о – в Париже.
-Кто восстал против правительства в Париже и почему?
п/о – французский народ – рабочие. Они не могли терпеть голод, нужду и притеснения.
-Что такое баррикада? Из чего и с какой целью она была сооружена?
п/о – оборонительное сооружение из подручного материала, хлама, для того, чтобы не пропустить правительственные войска.
-Перечислите события, которые произошли ночью на баррикаде.
п/о – Гавроша посылают в разведку. Поймали шпиона – инспектора полиции. Баррикада выдерживает первый залп.