Методические и технологические аспекты разработки дистанционных учебных курсов.
Обучающая деятельность - сердцевина многих традиционных курсов, но в условиях дистанционного образования она приобретает особое значение.
Взгляд на цели и задачи поможет выстроить линию: цели ->> задачи ->> познавательная деятельность ->> оценка. Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными задачами.
Примерами могут служить следующие задачи:
· подготовка статьи для журнала, описывающей исследование;
· критический разбор устного сообщения по выполненному научному проекту.
Какие виды обучающей деятельности будут соответствовать этим задачам? Преподаватель может выбрать следующие альтернативные варианты:
· предложить учащимся прочитать о научных методах и исследовательских проектах;
· предложить учащимся критические и актуальные статьи;
· указать учащимся достоинства и недостатки того подхода, который представлен в статье.
Затем учащиеся упражняются в применении полученных знаний. На этом этапе учащиеся нуждаются в различных видах обратной связи.
Удачная обучающая деятельность будет представлять собой комбинацию всех трех элементов - целей, задач, деятельности. Предложенные выше примеры можно рассматривать как модель обучающей деятельности.
Существуют три различных технологии, позволяющих в полной мере использовать возможности КДО :
· Ролевые игры.
· Когнитивное структурирование содержания дискуссии.
· Привлечение сторонних экспертов.
При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно: изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в КДО.
Вот некоторые рекомендации, которые специалисты-практики находят полезными в дистанционном обучении:
· следует предусмотреть время для ответов на вопросы обучающихся по телефону;
· надо предоставить обучающимся методические материалы, включающие упражнения для самопроверки, а также ссылки на правильные ответы так, чтобы они могли проверить свое понимание учебного материала и управлять своим обучением;
· желательно предоставить обучающимся обратную связь друг с другом. Например, если одна из целей - развитие у учащихся навыков практического анализа, следует дать возможность студентам оценивать работы друг друга по определенным критериям.
Каким бы образом не была организована обратная связь, очень важно обеспечить ее регулярность в соответствии с графиком, чтобы учащиеся имели понятие о своем продвижении по курсу.
Когда обучаемые и преподаватели разделены, как в случае дистанционного обучения, особую роль играют хорошие коммуникативные навыки. Общение может быть дополнено использованием средств наглядности, раздаточного материала и учебных руководств.
Доказано, что наглядные образы очень полезны в обучении для улучшения восприятия учащимися информации, фокусировки внимания на основных понятиях, управления вниманием аудитории, а также персонализации обучения, в ходе которого многие учащиеся не имеют непосредственного контакта со своими преподавателями. Существуют различные стили учебного использования наглядных образов.