Состояние проблемы в современной теории и практике.
Большакова М.Д. в своей статье «Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями» (№3 - 1996) предлагает наряду с такими видами деятельности, как постановка опытов, сравнение и обобщение, использовать игру. Она мотивирует это тем, что игра является фактором в активизации познавательной активности детей, о чем и идет речь в данной работе. Автор не раскрывает содержание конкретных игр, но пишет об их роли в развитии личности ребенка.
Таким образом, проблеме использования игры в учебном процессе уделяется определенное внимание, предложены некоторые игры, обращено внимание на их роль в развитии познавательной активности ребенка. Однако на наш взгляд количество предложенных игр и их содержание раскрыты недостаточно и особенно применительно к разным типам уроков природоведения. Недостаточно раскрывается технология проведения и подготовка класса к игре.
Для выяснения степени применения игр в учебном процессе мы обратились к анализу методических рекомендаций, которые отличаются нетрадиционным подходом к изучаемым вопросам и ориентируют учителя на творческую работу по новому курсу природоведения.
Курс «Зеленый дом» в 1, 2, 3, 4 классах. Плешакова А.А. решает, как известно, весьма важные задачи. Это - систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, разностороннее развитие младших школьников, обогащение их нравственного опыта, формирование у учащихся навыков поведения в природной и социальной среде.
Ведущая направленность во всех 4-х классах - экологическая, связанная с задачей формирования бережного, ответственного отношения детей к природе.
Вопросы, составляющие содержание программы сгруппированы в теме: в 1 классе - «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная страна», «Что, как и почему»; во 2 классе - «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна», «Наша планета»; в 4 классе - «Мы жители Земли», «Сохраним природу России», «Сбережем природу своего края», «Планета загадок».
Заключительный раздел учебника - «Планета загадок» - это дополнительный раздел не обязательный для изучения всеми учащимися. Однако его содержание, несомненно, привлечет внимание большинства детей. «Материки-путешественники», «Жили-были динозавры», «Лох-Несское чудовище», «Земля - планета … насекомых», «Неизвестный океан», «Таинственные подземелья», «Гости из космоса».
Приведенный перечень тем данного раздела показывает, что заинтересовавшийся им ученик окажется в волнующем мире разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мире поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Данная тема оставляет его как бы «открытым», обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
Структурные элементы учебника - ребенок имеет возможность познакомиться с разделами книги, названия которых вынесены на оборот форзаца. Каждый раздел начинается шмуцтитулом, где раскрыты задачи изучения данной темы и приведено ее оглавление. Учебный материал основных разделов книги сгруппирован поурочно и связан «анонсами», предваряющими последующий урок и позволяющими лучше подготовиться к нему. Каждый «урок» включает основной и дополнительный тексты, вопросы и задания рубрик «Подумай!» и «Проверь себя», краткий вывод по содержанию урока, рубрику «Задания», предназначенную для работы, в основном, дома.