Состояние проблемы в современной теории и практике.
Также мы провели анкетирование учителей начальных классов школы №1804. Анкета включала в себя такие вопросы:
- Как вы понимаете, что такое игра?
- Считаете ли вы, что игры нужно применять в учебном процессе?
- Какие виды игр вы применяете в курсе «Окружающий мир»?
- В какие игры охотнее всего играют дети?
- Помогают ли игры понимать детям сложный материал?
- Каковы возможности курса «Окружающий мир» в применении к нему игр?
- Как вы подбираете игры для уроков?
а) они предложены в методическом пособии в достаточном количестве
б) берете из разных книг
в) составляете сами
Анализ содержания ответов (примеры анкет с ответами см. в приложении) показывает, что учителя положительно оценивают роль игры в развитии учащихся и применяют их в учебном процессе по окружающему миру. Однако им приходится затрачивать много времени на подбор и составление игр, так как в методическом пособии к комплекту (по какому работают) учебных игр недостаточно. Нет и специального пособия, где бы была предложена система игр и их проведение на уроке.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование детей с целью выявить отношение к природоведению: всего анкет было 14, и каждая анкета включала в себя 7 вопросов:
1. Нравится ли тебе учиться?
- да - не очень
- нет - не знаю
2. Назови свой любимый предмет(ы).
3. Какая работа на уроках природоведения тебе больше всего нравится?
4. Если б ты был учителем, чего на уроках у тебя было бы больше?
5. Нравятся ли тебе уроки природоведения?
- Да - не очень
- Нет - не знаю
6. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках природоведения?
- Да - не очень
- Нет - не знаю
7. Если нравятся, то какие?
Анализ содержания ответов учащихся (см. приложение) показывает, что в любимый предмет урок природоведение почти никто не отнес, любимая работа на уроках природоведения - это экскурсия, и что занимательные игры и упражнения на уроках природоведения у них не проводятся.
Таким образом, изучение практики использования игр в преподавании природоведения показывает, что этот вид деятельности детей используется неадекватно его значимости. Это можно объяснить отсутствием системного описания содержания учебных игр и недостаточной разработанностью методики их применения на уроках природоведения.
Выводы по
I главе.
Ретроспективный анализ литературы о применении игр в учебном процессе показал, что игра как средство занимательности обучения получила широкое признание. К настоящему времени достаточно серьезно обоснована дидактическая и психологическая значимость игр.
Исследование возрастных и психических особенностей ребенка показало, что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия ребенком окружающего мира.
В современной теории и практике также уделяется внимание игре. Однако проблема по-прежнему сохраняется, так как отсутствуют пособия с системным описанием содержания игр и подробная методика их использования в учебном процессе.