Литературоведческие основы изучения лирических стихов
Чувства, во власти которых находится лирический поэт, не всегда выражаются прямо: нередко лирическое высказывание оформляется так, что прямые значения слов, называющих те или иные переживания, не совпадают со скрытым смыслом всего этого высказывания. У М.А.Палкина по этому поводу есть следующее высказывание: "Поэт, не называя прямо тех чувств и переживаний, во власти которых он находится, выражает их через слова и словосочетания с предметно-вещественным значением. В контексте стихотворения эти предметные слова приобретают расширительный образный смысл. Подобное явление в лирической поэзии не исключение, а, скорее, правило"(36,153). Художественно-образное мышление создаёт и широко использует язык иносказаний, называемых тропами: сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы и пр.
А.А.Михайлов приводит следующее определение А.Квятковского: "Троп
– поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле» (29,27). В лирической поэзии применение тропов приобретает особенно большое значение. М.А.Палкин так определил цель тропов: "Характеризуя предмет речи, лирик в первую очередь стремится запечатлеть и передать читателю положительную или отрицательную оценку этого предмета, выразить вызванные им мысли и чувства"(36,154).
Но даже самые конкретные чувства и мысли, когда они существуют лишь как достояние субъекта, лишены наглядности для остальных. Наглядными их делают мимика, жесты, интонация и другие средства экспрессии. Сравнения, метафоры и прочие тропы выступают "заменителями" обычных форм выражения чувств и переживаний.
Наибольшее внимание среди тропов мы уделим метафоре. А.Квятковский дает следующее определение: Метафора – «один из основных тропов художественной речи… В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким–либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Будучи по своей конструкции образным выражением, основанным на сравнении, метафора в различных формах и модификациях присутствует во всяком поэтическом тропе»(29,27).
Насыщенность метафорами – отличительная черта поэтической речи. Метафор не чуждается и бытовая речь. Но в повседневном общении метафора как таковая остаётся незамеченной, и это является её достоинством. Когда мы говорим: «ручка двери», «ножка стула» и т.д., мы забываем о первоначальной образности, метафоричности этих выражений и воспринимаем эту образность пассивно. Иное положение в поэзии. Здесь "…как создание, так и восприятие метафор носит весьма активный, художественно-эмоциональный характер"(36,167).
По словам М.А.Палкина "Удачно найденная метафора будит, стимулирует воображение читателя в процессе художественного восприятия, заставляя его вместе с поэтом пройти по сложному пути ассоциаций и творческого синтеза"(36,168). «…Смысл метафоры ,-писал Ю.Олеша, - в том, что художник как бы подсказывает читателю определение сходства, которое читателю и самому приходило на ум, но не оформилось. Читатель чувствовал, что данная вещь что-то ему напоминает, но не мог догадаться, что именно. Только такие метафоры имеют успех, которые могли бы быть сочинены самим читателем. Изысканная метафора не вызывает реакции. Она может быть очень верной и тонкой и художественно высокосортной, но в то же время впечатления от нее не получается».
Очень точно подмечено М.А.Палкиным то, что "Высокой культуре метафорического мышления чужд как наивный буквализм, при котором читатель не замечает скрытого плана метафорического выражения, так и склонность к рассудочному аллегоризму, когда читатель видит в произведении только его иносказательный ,плоско и однозначно трактуемый смысл, оторванный от образно-эмоциональной основы" (36,169). Прекрасной школой развития метафорического мышления являются народные загадки, структура которых основана на образном замещении признаков загадываемого предмета признаками предмета, его замещающего. Пока загадка не разгадана, её текст представляется парадоксальным соединением несоединимого.
М.А.Палкин полагает, что "у поэтов, которые ориентируются на правдивое воспроизведение действительности и выражение общезначимых чувств и переживаний и обращаются к широкому кругу читателей, метафора выступает не как самоцель, а лишь как средство усиления эмоционально-смыслового звучания поэтического слова. Метафорический, иносказательный смысл поэтических высказываний у таких поэтов контролируется словами с прямыми значениями. Поэтому их сравнения и метафоры не становятся для читателей ребусами и загадками, а входят в сознание естественно и просто по мере развертывания образа-переживания"(36,176)
Метафоричность может перерасти в символичность. В широком смысле символ есть "…слово, графическое изображение, звуковой сигнал, которые выступают в качестве условного знака другого предмета, явления или понятия"(36,178). В лирической поэзии роль символических образов особенно велика, поскольку поэтическая символика как нельзя лучше соответствует содержательным и структурным особенностям лирики: идейной насыщенности, повышенной эмоциональности, предельной экономности художественных средств" (36,180).