Литературоведческие основы изучения лирических стихов
Далее при характеристике языковых средств мы ограничимся определениями, взятыми из работы А.А.Михайлова "Азбука стиха".
"Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное чаще всего прилагательным («веселый ветер»), а также существительным («судьба – злодейка»), наречие («горько плачет»), деепричастием («жить, сквозь годы мчась»)" (29, 65).
"Сравнение – один из тропов, служащий для косвенной характеристики явления, сопоставление двух предметов или явлений по общему признаку, придающее одному из них художественную выразительность"(29, 55).
"Метр–«стихотворный размер. В широком смысле метр обозначает: 1) свойственную стихам(метрической, размеренной, мерной речи) ритмическую упорядоченность, основанную на соблюдении определенной меры; 2) саму эту меру, то есть определенное сочетание звуковых элементов, служащее эталоном стихового ритма».
"Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым"(29, 35).
"Олицетворение - наделение человеческими свойствами животных, неодушевленных предметов, явлений природы" (29,40).
"Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем установлено правилами грамматики"(29, 68).
"Стиль – совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя, повторяющихся в его произведениях: основные идеи, которые определяют мировоззрение писателя и содержание его произведений, круг сюжетов и характеров, типичные для него художественные средства, язык"(29, 185)
Творчество выдающихся лириков заставляет обратить внимание на такую особенность лирического образа, которую можно назвать музыкальностью. Истинный поэт-лирик, как правило, воплощает в своих стихах такие мысли-переживания, которые "…ускользают от четких логических определений, требуя для своего выражения как словесных, так и музыкальных, звуко-мелодических средств"(36,78)
Музыкальность, ритмичность и напевность лирической мысли являются показателями её повышенной эмоциональности и приподнятости над прозаической повседневностью. Отмечая особую напевность лирического стиха, М.А.Палкин напоминает, что "…в пределах конкретного лирического стихотворения эта напевность далека от монотонности и однообразия. Художественный ритм никогда не бывает абсолютно однообразным. В пределах единого ритмического движения поэты используют многообразные ритмические варианты, то строго совпадающие с требованием избранного метра, то отходящие от него"(36,238).
Таким образом, рассмотрев языковые средства, используемые в лирике, мы можем сделать следующий вывод: они очень разнообразны, необходимы, но не стоит забывать, что "Тропы, как и все в искусстве, могут и мешать и помогать раскрытию содержания. Вопрос в целесообразности, в чувстве меры.", как верно заметил В.Ф.Огнев (34, 64).