Литературоведческие основы изучения лирических стихов
Ритмико-звуковой, а следовательно и эмоциональный, строй стиха во многом зависит также от того, в какой последовательности рифмуются стихотворные строк: "Если стихи рифмуются в строго определенной последовательности, это усиливает мерность стихотворной речи, при отсутствии такой последовательности рифмовки звучание стиха прозаизируется"(36,233). Имеет значение и то, насколько удалены друг от друга рифмующиеся стихи: при смежной рифмовке ритмичность стиха усиливается; если же рифмуются далеко стоящие друг от друга стихотворные строки, то такая «отдаленная» рифма менее слышна, а следовательно, и менее активна как ритмообразующий фактор"(36,233). Следует также обратить внимание и на то, что ритмичность стиха может быть усилена повторением рифмы. Повторы, периодичность, равномерность (составляющие основное свойство ритма) мы и рассмотрим более подробно.
Отличительную особенность лирического высказывания М.А.Палкин видит "…в его немногословности и в то же время в тяготении к многократным повторам одних и тех же слов, выражений, синтаксических конструкций… Поэт-лирик чаще всего сосредоточен на одном каком-то чувстве или настроении. И эта сосредоточенность, как правило, выражается в концентрации немногих, но подчеркнуто эмоциональных слов и фраз и в их неоднократном повторении, варьировании"(36,186).
Ритм нередко определяют именно с точки зрения повторности. Например у Л.И.Тимофеева: "Ритм – систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи"(49, 99). У В.Ф.Огнева: "Восприятие ритма основано на ощущении повторности и непрерывности… Ритм – это контраст. Идут часы: звук – пауза. Шумит море: прилив – отлив. Вращается планета: день сменяет ночь"(19; 164,168).
Лирическая поэзия, ближе всего стоящая к музыке, рассчитанная, как и музыка, на буквальное запоминание читателем-слушателем, использует самые разнообразные типы и варианты повторов. Наиболее значительными среди этих повторов М.А.Палкин выделил повторы "словесно-фразовые": чем более сосредоточено внимание поэта на каком-либо чувстве и чем сильнее его желание передать это чувство своему читателю, тем естественнее появление в лирическом стихотворении повторов.
В.Ф.Огнев, исходя из того, что человеческая речь имеет протяженность и периодическую ударность, предполагает, что есть два пути осуществления ритма: "Один, так сказать, «по горизонтали», учитывающий соизмеримость протяженных отрезков (… слогов). Другой- «по вертикали», сопоставляющий чередующиеся сильные и слабые места ударения"(34, 169).
Т.И.Сильман, размышляя о повторах в лирике, обращается для сравнения к эпосу: "Если одним из основных принципов эпического повествования является принцип: «Вперед, дальше, к новым фактам, к новым событиям!», причем эпический поэт движется как бы рядом и одновременно с фактами, с действительностью, - то позиция лирического поэта есть пребывание в некоей фиксированной точке, кружение вокруг одной мысли, одного вопроса, одного чувства, рассмотрение всё тех же фактов и повторные раздумья о них, пока не придет решение, важное именно в аспекте данной конкретной, личной ситуации; принцип лирического поэта в этой связи совсем иной: «Ещё, ещё раз о том же самом!». Именно поэтому для лирического стихотворения чем-то совершенно органическим, вытекающим из самого механизма «переживания», является композиционный повтор, как органический составной элемент лирики, он присутствует во всевозможных стихах независимо от того, вспоминает ли лирический герой о прошлом, или анализирует настоящее, или размышляет о будущем"(47, 139).
Заканчивая вопрос о повторах, заметим, что периодичность, равномерность, важны не сами по себе, а лишь как средство привести душу читателя в такое состояние, когда каждое, даже малейшее отклонение от этой равномерности остро ощущается нашим ритмическим чувством, что и используется поэтом. Вот почему в искусстве ритм никогда не бывает точно равномерным, автоматическим.
Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа
. Для этого обратимся к работе В.Ф.Огнева "Книга про стихи".
Прежде всего необходимо ввести определение строфы. По наблюдениям В.Ф.Огнева, "Строфа - ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это законченное предложение. От точки до точки"(34, 256). Легко понять, как это условно для поэзии, где точка, в отличие от разговорной речи, не выражает момента завершения мысли. К тому же в современной поэзии строфа не всегда сохраняет свою структуру. "Главное здесь – в чувстве стиля. Строфа – законченное в себе целое и потому должна обладать пропорциями"(34, 256).
Строфа – довольно условная категория. Это ступенька, которая может быть широкой и узкой. В хорошем стихотворении строфа не выпирает, очертания ее неотчетливы, ее цель – приблизить произведение к общей цели. По мнению В.Ф.Огнева, "при всей законченности формы строфы, она не может иметь самостоятельности, превышающей определенные пределы. Строфа… имеет стеклянные стенки, через которые видно все стихотворение насквозь"(34, 263).