Литературоведческие основы изучения лирических стихов
Образ, лирический герой обозначаются обычно личным местоимением первого лица-«я», «мы". Т.И.Сильман, исходя из этого, называет лирику безымянной: "…Лирическому герою, исходя из глубины и конкретной единичности изображаемой ситуации, нет надобности называть ни себя, ни кого бы то ни было из участников лирического сюжета по имени. Достаточно того, чтобы были упомянуты «я», «ты», «он», «она» и т.д."(47, 37). Наблюдения позволяют сделать нам вывод, что в лирике ,как правило, отсутствуют не только имена героев, но нет указания и на их возраст, профессию, внешность (такие данные возникают лишь в порядке исключения, как необходимость лирического сюжета), нет географических названий, нет и указания на то, когда происходит действие. От всего этого лирический жанр свободен, устремленный к своей "…основной цели: к краткой обрисовке сути данного лирического сюжета и того, какой душевный сдвиг в непосредственной связи с этим сюжетом переживает лирический герой"(47,39).
Неповторимая ценность лирики состоит в том, что, воспринимая и запоминая лирическое стихотворение, читатель отождествляет себя с лирическим героем: он не созерцает, а творит новый художественный мир, в котором факты реальной жизни обогащаются фантазией, а поэтический вымысел закрепляет впечатления повседневного бытия. Тем самым личный духовный опыт читателя (учащегося) приобщается к духовному опыту всего человечества.
Далее мы рассмотрим особенности стиха, одной из которых являются ритмометрические свойства стиха
. Лирика использует их сознательно и целенаправленно в гораздо большей степени, чем эпос. Вопросу ритма уделили внимание М.А.Палкин в работе "Лирика как искусство стихотворного слова", Т.И.Сильман в "Заметках о лирике", В.Ф.Огнев в "Книге про стихи".
Человеческий организм весьма чутко и активно реагирует на все ритмические раздражения, идущие как из внутренних органов, так и из внешнего мира. Под влиянием сильных ритмических раздражителей человек испытывает особое ритмическое состояние, его охватывает ритмическое переживание, влияющее на его самочувствие и мироощущение. Размеренность стихотворной речи, её специально организованная ритмичность не только не мешает, но и способствует формированию и воплощению поэтической мысли-переживания. М.А.Палкин верно заметил: "Для лирического поэта забота о ритме и его содержательности равнозначна заботе о самой поэзии"(36,212).
М.А.Палкин выделил много видов и разновидностей ритма: "…фонетический, создаваемый чередованием гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов; вербальный, возникающий на основе чередования слов и разделяющих их пауз; синтагматический – чередование синтагм; синтаксический, как результат чередования однородных синтаксических конструкций; образно-смысловой. Однако для возникновения специфического эффекта стихотворной речи все эти виды ритма должны быть соподчинены с собственно стиховым ритмом"(36,222).
Стихотворные ритмы, как и музыкальные, могут быть быстрыми и медленными, сильными и слабыми, резкими и плавными, монотонными и меняющимися. Все эти ритмические разновидности, создаваемые речевыми средствами, подчиненными правилам стихосложения, используются поэтами в изобразительно-выразительных целях.
Замедленные и ослабленные ритмы «навевают» грустные и печальные чувства и настроения, также они хорошо передают спокойную повествовательную интонацию и интонацию торжественной размышляющей речи. Замедленность и ослабленность ритма создает стихотворная речь, разбитая на многосложные стихи. Более быстрые и энергичные ритмы, создаваемые чередованием коротких стихов, усиливают радостное, бодрое настроение или подчеркивают динамизм изображаемых событий, быструю смену впечатлений и т.д.
По мнению М.А.Палкина, основным ритмообразующим элементом стихотворной речи, является "…особым образом организованный и отделяемый от предшествующих и последующих стихов специальными паузами стих-строка"(36,222). Именно наличие стихов и стихотворных пауз, отсутствующих в прозе, и позволяет отличить то, что написано стихами, от того, что написано прозой. В.Ф.Огнев в своей работе обращает внимание на содержательное начало ритма – "динамическое выдвижение слова поэзии как особого по значению слова, способность выдвинуть в слове его эмоциональную энергию"(34, 177).
На ритмику стиха, а следовательно, и на его эмоциональную окраску влияет характер окончаний стихотворных строк. Обратимся к М.А.Палкину: "Стихи, заканчивающиеся ударным слогом, звучат ритмически более четко и энергично, чем те, в которых конечное ударение стоит на втором, а тем более на третьем или четвертом слоге от конца строки. Причина этой ритмической неоднородности проста: переход от звучания к паузе в стихах с мужскими окончаниями происходит резко и сразу, в то время как в стихах с женскими окончаниями звучание переходит в паузу постепенно, что смягчает и ослабляет ритм"(36,231).