Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
В пункте «Сумерки Серебряного века» упоминается о двух основных позициях, занятых творческой интеллигенцией. Одни, понявшие, что русские культурные традиции будут либо затоптаны, либо поставлены под контроль власти выбрали эмиграцию: Бунин И., Куприн А., Рахманинов С. и другие. Другим казалось, что революция освежит страну, продолжили русские традиции Ахматова А., Волошин М., Короленко В., Булгаков М. и другие.
Октябрьская революция стала одной из наиболее распространенных тем советского искусства.
1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152.
В пункте «Большевики и интеллигенция» раскрывается проблема взаимоотношения государства и творческой интеллигенции, создание органов цензуры и выселение видных советских философов за границу за неприятие советской идеологии.
В пункте «Сменовеховство» упоминается о сборнике «Смена вех» изданном в Праге в 1921 г., об идеологии и идеологах течения, которое было положительно воспринято большевиками, так как позволило расколоть эмиграцию, канонизировать результаты Октябрьской ркволюции.1
В пункте «Большевики и церковь» перечисляются и анализируются события того периода: декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви, восстановление патриаршества в 1917 г. и избрание на этот пост митрополита Московского Тихона; декрет 1922 г. о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих, судебные процессы против церковных иерархов, в том числе и против Тихона, усиление антирелигиозной пропаганды, издание журнала «Безбожник». В результате этих событий коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.
1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.156.
В пункте «Начало «нового» искусства» раскрывается суть идеологии Пролеткультов, отрицательная роль этой организации в процессе становления отечественной культуры. В 1925 г. оформилась РАПП, оценивающая художественную ценность произведений с точки зрения социального происхождения автора. Тогда же появились писатели нового поколения Бебель И., Серафимович А., Гренев К., Шолохов М., Фурманов Д. Называются имена советских сатириков, их наиболее известные произведения. Отмечается, что особое место в культуре тех лет – агитационная форма, приводится пример «Окон РОСТА». Упоминается о различных художественных группировках, в частности АХРР, с указанием имен деятелей искусств и их произведений. Говорится о развитии архитектуры и кинематографии.
Установление партийного диктата в области культуры у авторов учебника ассоциируется с резолюцией ЦК ВКП(б) 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы», прекратившая плюрализм в искусстве.
В конце параграфа приводятся отрывки из сборника «Смена вех» о поддержке сменовеховцами власти большевиков и из записки Ленина В.И. 19 марта 1922 г. о необходимости изъятия церковных ценностей в пользу голодающих. Завершает параграф вопрос 2-3 уровня.
Изучение развития отечественной культуры, рассматриваемое в 29 «Свет» и «тени» духовной жизни советского общества» начинается с пункта «Идеологическое наступление на культуру», где раскрывается основная задача тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа, которое заставляет их в важных для общества ситуациях поступать одинаково и так, как это желательно правящей группировке. Для осуществления данной задачи на службу идеологии ставятся все стороны культурной жизни общества.1
Пункт «Школа и семья» содержит информацию о создании советской системы образования, установления над ней идеологического контроля государства, равно как и над воспитанием детей в семьях. Эти структуры общества должны были воспитывать детей в полном соответствии с догмами тоталитарного государства.
В пункте «Наука в тисках идеологии» описывается идеологическое наступление на науку, уничтожение неугодных наук (генетики) и главенство истории, помогавшей партии обосновывать свои жесткие решения, проводя параллели с событиями прошлого.
Вместе с тем упоминается об успехах советской науки, называются имена советских ученых, их наиболее значительные достижения. Описывается в параграфе процесс создания творческих союзов (творческие союзы), начавшийся с принятия постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1932 г. с целью установления над союзами государственного контроля, деятели культуры не
1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186.