Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром младших школьников
Экспериментально – опытная работа проходила в 1 «В» классе школы №23 г.Сысерти в течение 1998 – 1999 учебного года с включением 21-го учащегося.
2.1
Характеристика когнитивных и аффективных качеств учащихся на констатирующем этапе эксперимента
Цель:
определение стартового уровня когнитивных и аффективных качеств учащихся.
Программа по “ознакомлению с окружающим миром” выделена из программы по природоведению и представлена самостоятельным разделом. Это вызвано тем, что названные два курса, хотя между ними и существует непосредственная связь, существенно отличаются друг от друга. Действительно, природоведение – курс более узкий по своему содержанию; основная идея курса “Ознакомление с окружающим миром” – показать учащимся в доступной для их возраста форме единство и взаимосвязь природы, общества и человека. Природа и общество рассматриваются в курсе в их неразрывном, органичном единстве, на конкретном материале показывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей, раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни; систематизируются имеющиеся и формируются новые представления о явлениях природы.[4]
Вопросы, составляющие содержание программы сгруппированы в теме: “Что нас окружает”, “Дом и школа”, “Наш город”, “Родная страна”.
Для формирующего эксперимента нами была выбрана тема “Что нас окружает”, т.к. именно эта тема непосредственно связана с природоведением.
Для изучения эффективности применения методики обучения предмету “Ознакомление с окружающим миром” в малых группах сотрудничества, а также для выявления влияния использования данной методики на формирование знаний и умений учащихся по предмету были проведены следующие этапы экспериментально – исследовательской работы:
1. Определение стартового уровня когнитивных и аффективных качеств учащихся.
2. Разработка и внедрение дифференцированных заданий.
3. Разработка и внедрение методики внутриклассной индивидуализированной самостоятельной работы в малых группах сотрудничества.
4. Определение итогового уровня когнитивных и аффективных качеств учащихся.
Для создания системы целенаправленного педагогического воздействия была применена система мониторинга, которая имела следующую структуру:
1. Мониторинг уровня сформированности знаний по предмету.
2. Мониторинг отношения ребёнка к изучаемому предмету.
При исследовании уровня сформированности знаний по предмету были определены следующие параметры.
Полнота знаний –
объём, количество знаний, мера соответствия знаний эталону и программе школы.
Полнота познания –
мера познавательного отношения к изучению материала и решению учебных задач, определяемая качеством и количеством задаваемых вопросов в процессе выработки истинного знания.
Понимание –
степень осмыслённости в усвоении знания, умения последовательно решать учебные задачи.
Доказательность –
способность обосновывать истинность своего утверждения, умения аргументировано решать учебные задачи и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Гибкость знаний –
способность высказывать широкие многообразные идеи, умения оперировать знаниями в новых условиях, умения менять направление анализа, находить новые способы решения учебных задач.
Практическое применение знаний –
система способов деятельности, основанная на базе выработанных знаний.
При исследовании уровня развития мышления были определены такие параметры, основанные на вычленении ряда важнейших мыслительных операций.
Анализ –
способность к мысленному расчленению предмета, явления или понятия и выделения его отдельных частей, признаков, свойств.
Сравнение –
способность к установлению сходства и различия между предметами или явлениями и выявлению на этой основе общих понятий, объединяющих эти предметы или явления, от фактов к их отождествлению в свойствах, от мысли об индивидуальности к мысли об общем.
Оригинальность –
способность порождать новые нестандартные идеи.
Скорость протекания мыслительных процессов –
способность высказывать максимальное количество идей и решений учебных задач за минимальный срок.
При изучении отношения к изучаемому предмету определялись такие параметры:
1) Степень интереса к изучаемому предмету ;
2) Эмоциональные отношения к предмету;
3) Мотивация учения.
На основании выделенных параметров были разработаны диагностирующие тесты по каждому из трёх показателей. Разработанные тесты приведены в таблицах данных ниже.
Уровни сформированности исследуемых показателей определения по суммарным баллам каждого показателя. Выделяется всего пять уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.