Обучающие программы. Сравнительная характеристика.
В обучающей программе есть различные виды текстов и материалов: географические карты, расписания движения общественных транспортных средств, сказки, меню, коллекции рецептов, диалоги, новости и сообщения по радио, специализированные тексты, картинки, фотографии, объявления о розыске преступников, кроссворды, цитаты, газетные статьи, стихи, прогнозы погоды, гороскопы, контактные объявления, заявления, описания путешествий, пьесы, литературные произведения.
Оформление
В этой обучающей программе есть очень много сносок, что делает использование программы (учитывая разнообразие её материалов) немного сложным. Не всегда легко найти то, что планировал.
Авторы в основном предусмотрели групповую работу. Но все же возможны и индивидуальные пути обучения, если работать за компьютером одному.
Выбор упражнений обзорный, так как все находится на одной web-странице. Только в разделе 4 не совсем ясно, где находятся упражнения.
Оформление web-страниц визуально не так интересно и привлекательно, а скорее скромно и объективно. Но это можно считать и его преимуществом.
Можно сосчитать целый ряд разделов, где картинки, фотографии, анимации составляют помощь для понимания и поводы для обсуждения. Это разделы 2, 3, 4, 7, 12, 15, 16, 23. Но в некоторых разделах это не так: 5, 8, 19.
Главная страница легко обозрима. Обучающей программе придан мультимедийный характер. Особенно это заметно в таких разделах как 2, 6, 20, 26, 32 («Radio Schweden», «Die deutsche Tagesschau», «Deutsche Welle»). Также есть чат. Комбинация мультимедийных средств довольно удобна и разумна.
Взаимодействие
Все задания в этой обучающей программе составляют подлинное взаимодействие «человек–машина». Ключи и правильные ответы к заданиям легко находятся несмотря не то, что здесь нет программы по обнаружению ошибок. Формы коммуникации Интернета здесь введены очень разумно, но коммуникация с учителем и другими учащимися не отлажена.
Страноведение
Что касается страноведения, то здесь отсутствует представление деревни. Представлена только жизнь в городе.
Жизнь в семье, школе, на работе, в свободное время не разделена на отдельные темы.
Нет представителей из различных социальных слоев общества.
Повседневная жизнь не описывается во всех немецкоязычных странах. Из всех действительно актуальных тем обсуждается только тема «Umwelt» (Netzteile 12, 23).
Обучающую программу «Lernnetz» я нахожу привлекательной и обширной по объему. Авторы постарались реализовать в ней много прекрасных идей.
4.1.5. Die Tabelle der vergleichenden Analyse von internetunterstützten Lernprogrammen
Jetzt-online |
Kaleidoskop |
Lernnetz |
Dubl. Arbeitsblätter | |
1. Lernziele | ||||
a) Übungen zum Leseverstehen |
+ + |
+ |
+ + |
+ |
d) Übungen zum Hör-, Sehverstehen |
+ |
+ |
+ + |
+ |
c) Textproduktion |
+ |
+ |
+ + |
+ |
d) Medienkompetenz |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
e) Interkulturelles Lernen |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
f) Grammatische Kompetenz |
+ + |
– |
+ + |
+ |
g) Sprechübungen |
– |
– |
+ |
– |
2. Qualität der Aufgaben |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Der mediale Mehrwert |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
4. Wortschatz-Erläuterungen |
+ + |
+ + |
+ + |
– |
5. Grammatik-Erläuterungen |
+ |
– |
+ |
– |
6. Methodik | ||||
a) Die Eindeutigkeit der Arbeitsanweisungen |
+ |
– |
+ + |
+ + |
b) Weiterarbeit nach Muster |
+ + |
– |
+ + |
+ + |
c) Kommunikation |
+ + |
+ |
+ + |
+ + |
d) Textsorten |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
7. Gestaltung | ||||
a) Vernetzung mit Quellen |
+ + |
+ + |
+ |
+ + |
b) Individuelle Lernwege |
+ + |
+ + |
+ |
– |
c) Übungsprogression |
– |
+ + |
+ + |
+ |
d) Multimedialer Charakter der Übungen |
+ + |
+ |
+ + |
+ |
e) Die Rolle von Bildern |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
f) Die Anschaulichkeit der Webseiten |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
8. Interaktivität |
+ + |
+ + |
+ |
– |
9. Landeskunde |
+ |
+ + |
+ |
+ |