Обучающие программы. Сравнительная характеристика.
Повседневная жизнь в немецкоязычных странах ограничивается описанием нескольких жителей из экс-ГДР: «Olli aus Ostdeutschland», «Zu einer anderen Welt», «3.Oktober 2000»
Эту обучающую программу я нахожу очень интересной по содержанию.
4.1.3.
«
Kaleidoskop»
(www.goethe.de/z/50/alltag/deindex.htm)
Краткое описание
Тексты и интервью составлены В.Хибером и группой его коллег при поддержке Гетте-института.
Потенциальные пользователи этой обучающей программы – учителя немецкого языка и лица, изучающие немецкий язык начиная с начальной ступени обучения.
К главным целям обучения относятся понимание прочитанного, написание текстов, межкультурное обучение и компетенция в технических средствах обучения.
На переднем плане стоит элементарное владение знанием повседневного немецкого языка. Материал преподносится в качестве стимула для обмена знаниями.
В качестве важнейших форм упражнений можно назвать такие как свободное написание текста или сообщения и аутентичные задания в форме web-поисков.
Стратегия обучения
Упражнения для развития навыков понимания прочитанного по большей части отсутствуют, тексты играют информативную роль. Только в главе «Meinungen № 1» появляются два задания: привести в порядок надписи под текстом и вставить слова.
Упражнения на аудирование представлены также сжато. Есть только одно интервью для прослушивания, и то при условии наличия в компьютере «Real Player».
В качестве упражнений по написанию текста в конце каждой главы предлагается написать и отправить сообщение по соответствующей теме. Здесь также предлагается составить сообщение о себе и опубликовать его в Интернете.
К компетенции в медиасредствах обучения относится техническая поддержка, которой можно воспользоваться при отправлении сообщений.
Межкультурное обучение представлено во многих главах: например, «Eindrücke № 3, 4, 8», где иностранцы выражают свое мнение о людях, питании и семье в Германии. В главе «Geschmack – Essen» есть информационный словарик об интернациональных привычках питания в Германии. В главе «Meinungen – 2, 7, 9, 11» обсуждаются такие темы как «Heimat», «Ausländer», «Englisch – Wortgeschichte», «Englisch im der deutschen Alltagssprache».
Грамматика в этой обучающей программе не тренируется.
Большинство упражнений наводят на мысль о том, что все материалы используются как сопровождение к традиционному учебнику. Но все же эти материалы имеют большое «медиальное значение». Такие темы как «Orientierung – Adresse suchen; U-Bahn fahren», «Meinungen – Dialekt», «Spaziergänge», «Internet-Kameras» вряд ли возможно обработать и презентировать при помощи традиционных средств.
Лексика
В данной обучающей программе не предусмотрен поиск незнакомых слов в Интернет-словарях. Лишь некоторые понятия, определенные самими авторами, маркированы, и, кликнув на них, можно найти их толкование. Например «Pausenbrot» – «man nimmt es von zu Hause und ißt in der Schulpause».
Грамматика
Грамматика отсутствует в этой обучающей программе.
Методика
В обучающей программе «Kaleidoskop» отсутствуют какие-либо рекомендации по работе, поэтому учитель должен сам разрабатывать дальнейшую работу с материалом. В некоторых главах учащимся предлагается подискутировать и обменяться мнениями. Это без сомнения ведет к свободному общению на языке но не управляется самой программой. Таким образом у учителя появляется огромное количество работы, чтобы этот материал дидактизировать. Так как только чтение и понимание прочитанного я считаю недостаточным.