Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу! Обучение и общение…

Между психологами и педагогами идут споры по поводу того, действительно ли общение является ведущей деятельностью в подростковом периоде. Причем психологи утверждают, что ведущая роль принадлежит общению, а педагоги настаивают на учении.

Если спросить: " нужны ли клубы общения?", то получить можно самые разные ответы. Одни скажут: да, потому что в наши стремительные дни людям часто не хватает времени, чтобы общаться. Другие: зачем нужны какие-то клубы, когда общаться можно когда и где угодно. И все они правы: одни испытывают потребность в общении с людьми, другие - нет.

Цель клуба общения, прежде всего, заключается в том, чтобы создать ребенку условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:

- снимался страх перед самостоятельным высказыванием;

- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- прививает навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

- формируется умение ценить свою и чужую работу;

- закрепляет чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник " проживает" различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству и т.д. Так ребенок узнает себя как партнер по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

Большинство занятий строится в игровой форме. К такому виду оказываются готовы и сами дети, и руководитель может более свободно чувствовать себя в условно-импровизационной ситуации. Однако игровая ситуация вносит определенные коррективы в построение общения по предложенным блокам - информационный, интерактивный, перцептивный. Прежде всего, это касается условности, которая и составляет основу любой игры. Условность проявляется и в самом выделении особых блоков общения, а также и в ( самом выделении особых блоков общения ) подборе игр.

Блоковая структура в работе клуба общения - информация - взаимодействие - восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

А) ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ.

Хорошую информацию трудно добыть.

Сделать с ней что-нибудь ещё труднее.

Штирлиц.

Где бы ни находился человек, всюду его окружает информационное поле. Но всегда ли мы готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать необходимую информацию? Психологи констатируют, что многие люди не умеют работать с поступающей информацией и поэтому страдают от переизбытка или недостатка получаемых впечатлений.

Цель первого игрового блока заключается в знакомстве участников с основными приемами по обмену информацией, в формировании умения ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо проблем.

Приведенные упражнения развивают логическую память ( т.е. умение использовать специальные приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контраста и ассоциацией), помогают обрести высокую скорость переработки информации, тренируют гибкость усвоения информации.

Все игры, включенные в информативный блок, являются интерактивными, хотя и связаны с какой-либо определенной стороной: получение информации, сохранение, воспроизведение и передача.

Краткая характеристика каждой из сторон:

1. Психологи выделяют два основных пути получения информации: с помощью органов чувств ( зрение, слух, обоняние и др. ) ; и с помощью умозаключений. Часто эти два пути сливаются в одно целое, что необходимо для решения какой-либо задачи.

2. Под сохранением информации прежде всего понимается умение удержать полученную информацию В процесс сохранения и переработки включаются все компоненты: восприятие, память, воображение, мышление.

Различают пассивное и активное сохранение. В первом случае информация воспроизводится в первоначальном виде, т.е. в том, в котором она была получена. При активном - "текст" подвергается определенным изменениям.

3. Успешное воспроизведение и передача зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включенные в процесс общения. К ним относят: речь, письмо, жесты, мимику и пантамимику, пара- и экстралингвистические системы ( интонация, паузы и др. ) и даже систему организации пространства общения ( комфортность, степень доверия и т. д )

ИГРА 1.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ИЛИ ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.

Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях ( шишка, камешек и пр. )

ЗАДАНИЕ:

каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, каждая новая " визитная карточка " кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Например:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7