Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу! Обучение и общение…
УПР.6
РОЯЛИСТЫ И АНАРХИСТЫ
Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки ему дается символ власти: мяч. Король неподвижен, т.е. они не могут передвигаться по полю. Остальные- анархисты - свободны в своих передвижениях. Однако король имеет возможность привлекать анархистов на свою сторону, делая их убежденными сторонниками королевской власти- роялистами. Для этого необходимо попасть мячом в любого из игроков.
Новоявленный роялист с этих пор не может передвигаться, однако он способен " отмечать " мячом новых роялистов. Передача мяча осуществляется через королеву ( короля ).
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
Легко ли менять убеждения по мановению царственной руки? Что можно сделать, чтобы избежать мяча? Как осуществляется процесс увеличения числа роялистов? Были ли роялисты- добровольцы? Как осуществлялась связь и управление между сторонниками монархии? А между анархистами? И т.д.
УПР.7
ГУСЕНИЦА
Не забудьте обзавестись воздушными шариками- по одному на каждого участника.
ЗАДАНИЕ
: найдутся шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постарайтесь цепочкой, соблюдая следующие условия:
- руки каждого участника лежат на плечах впереди стоящего;
- воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;
- дотрагиваться до воздушного шара строго воспрещается;
- первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах .Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции.
Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя слышны их голоса. Но успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
УПР.8
ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ.
Игра "на доверие". Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому ( он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи ) завязывают глаза.
ЗАДАНИЕ:
пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий- других туристов с компасами.
В) ПЕРЦЕПТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ
( восприятие и взаимопонимание )
Ты меня уважаешь- я тебя уважаю.
Мы с тобой - уважаемые люди .
Если попытаться охарактеризовать игры перцептивного блока в трех словах, то мы получим: чувство- сочувствие- в- чувствование. Потому что чувства- это то, что может и объединить, и разобщить людей.
Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешнее действие человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Не случайна фраза: " Понять- значит простить, простить- значит - принять. " Хорошо бы научиться, встречаясь с людьми ( и детьми ), принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть- во всем согласными с нами.
Сегодня механизм выстраивания перцептивной стороны общения во многом ориентирован на гуманистическую концепцию Карла Р. Роджерса. Не останавливаясь подробно на изложении основ этой теории, остановимся на понятии " принятия " по Роджерсу: " Я нашел, что искренне принимать другого человека и его чувства вовсе не так просто, во всяком случае не проще, чем понимать его. Действительно ли я могу позволить другому человеку чувствовать враждебность ко мне? Могу ли принимать его гнев как действительную и законченную часть его личности? Могу ли я принять его, если он смотрит на жизнь и ее проблемы совсем по-другому, чем я? Могу ли принимать человека, который прекрасно относится ко мне, обожает меня и хочет быть таким, как я? Все это входит в принятие человека, и все это нелегко. "
Следовательно, в перцептивной стороне общения необходимо выработать умение понять и принять сначала самого себя, а затем и других. Именно такой подход и заложен в самых разнообразных тренингах по общению.
В данный блок включены игры, предоставленные Эндрю Флюгельманом и Лаурой С. Франк . Сборник игр "Приключения в классной комнате", выпущенный под их редакцией, пользуется большой популярностью в различных областях США. Ведущий целью их программы общения является "развитие чувственной сферы людей как главного инструмента познания себя и других". В задачи тренинга входит: