Уроки труда, их содержание и методы обучения
Государственный стандарт начального образования общеобразовательной школы Республики Казахстан и учебных программ, разработанных на его основе решением Коллегии Министерства образовании от 26.06.95г., №3/2 был одобрен как проект и после всеобщего обсуждения, рекомендован решением коллегии от 18.07.96г., №8/1/5 к последовательному внедрению в школы начиная с 1998/99 учебного года.
Стандарт вместе с учебными программами и учебниками, учебно-методическими комплексами внедряется в 1-4 классы школ 1998 года.
Демократизация всей сферы жизни в том числе и сферы образования условиях суверенного государства является мощным импульсом для выхода школ из кризисного состояние. Принятие Конституции Республики Казахстан, Закон ,,Об образовании” -гарантия этого.
Предлагаемую же ,,Концепцию содержания образования начальной ступени общеобразовательной школы” целесообразно принять как одно из тактический решений непосредственной реализации стратегического направления реформирования начальной ступени системы непрерывного образования.
Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования но и,
в первую очередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка.
В связи с этим основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.
Трудовое обучение- обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
- развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание;
- формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся;
- формирование у учащихся практических навыков художественной обработки различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления;
- целенаправленного и систематического формирования умений, навыков планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля оценки своего и чужого труда, самообслуживания и др.
Все эти цели и задачи осуществляются на основе национальной традиции, декоративно-прикладного ремесла казахского народа. Изучив выше сказанные блоки для примера мы взяли вид: Работа с бумагой и картоном.
Так, работа с бумагой и картоном, где предусмотрено (20 часов) учитывает соблюдение правил безопасности труда с учеником техники работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены; Для примера рассмотрим несколько фрагментов урока.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В 3 классе (1-4)
Тема урока: Работа с бумагой и картоном.
Аппликация казахского орнамента.
Цель: Закрепление, расширение, обобщение знаний
и умений
обработка бумаги и тонкого картона.
развитие творческой фантазии детей.
воспитание у детей умения работать, в
коллективе, личной ответственности за труд
в коллективе.
Формирование представлений о правильных