Уроки труда, их содержание и методы обучения
Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации детского мышления: под руководством учителя дети осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах урока. Проводимая в начале урока беседа помогает детям устанавливать связи с предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты, необходимые для работы, представлять последовательность трудового процесса. Особенно ценной следует считать эвристическую беседу, которая позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить решение посильных учебных задач. Как и рассказ, беседа бывает более убедительной в том случае, когда она сопровождается демонстрацией натуральных предметов и их изображений. В ходе практической работы может возникнуть необходимость проведения текущей беседы. В которой путем постановки конкретных вопросов и ответов на них учитель передает дополнительную информацию о трудовом процессе. После окончания практической работы часто проводится итоговая беседа, основная цель которой - привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучению их критическому отношению к результатам своего труда. Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после экскурсии на производство.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Как отмечалось имеющиеся в распоряжении учителя демонстрационные пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям относят материалы, инструменты, образцы готовых изделий и т.п.; к изобразительным - макеты, модели таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные пособия.
Примерный перечень использования демонстрационных пособий
Виды работ по программе |
Пособия |
1. Знакомство детей с материа- |
Демонстрационные коллек- |
лами: бумагой, картоном, |
ции. Раздаточные наборы |
тканью, разными материала- |
образцов материалов |
лами, семенами | |
2. Сообщение детям сведений |
Технологические коллек- |
о производстве промышлен- |
ции. Диафильмы. Кино- |
ных материалов, добыче и |
фильмы. Картины |
применении природных мате- | |
риалов | |
3. Изучение в процессе опытов |
Таблицы - коллекции |
свойств материалов | |
4. Изучение приемов обработки |
Инструменты и приспо- |
материалов: знакомство с инст- |
бления. Технологичес- |
рументами, приспособлениями, |
ие таблицы. Таблицы |
приемами работы. Изготовление |
по культуре труда. |
предусмотренных программой |
Образцы полуфабрика- |
изделий |
тов. Технологические |
карты | |
5. Закрепление практических |
Образцы изделий. Тех- |
умений на уроках труда и во |
нологические карты. |
Внеурочное время |
Самодельные пособия |