Уроки труда, их содержание и методы обучения
учащихся.(После работы с ножница- Я выполнил.
ми - физминутка.)
Я вижу, что почти все закончили.
Серик и Наташа тоже уже закан-
чивают.
Молодцы, ребята! У всех получи-
лись красивые орнаменты. Я ду-
маю нашим бабушкам бы пон-
равились эти оригинальные аппли-
кации.
Вот посмотрите как аккуратно
выполнила Раушан. Молодец!
Эту работу я возьму на выставку.
(Выставление оценок).
Ребята какой орнамент мы сегодня Орнамент
выполнили? казахского
народа.
Правильно! А в какой форме? В форме
Хорошо. А теперь каждый аппликации.
Уберите свои рабочие места а
дежурные пройдите и соберите
рабочие папки и клей.
Все готово? Молодцы!
Сегодня все отлично поработали.
Урок окончен. Встали.
Можете идти на перемену.
Методы обучения, определяемые по источникам информации, включают в себя три основных вида: словесные, демонстрационные и практические методы.
Устные словесные методы. Наибольшее распространение в практике трудового обучения получили такие устные словесные методы, как объяснение, рассказ, беседа, инструктаж.
Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке работе учитель объясняет, как рационально организовать рабочее место; при планировании - как составить чертеж и определить последовательность работы; в процесс объяснения учитель знакомит детей со свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными трудовыми действиями, приемами и операциями, новыми техническими терминами.
Инструктаж можно рассматривать и как метод обучения, и как совокупность словесных методов, применяемых на уроке. Под инструктажем как метод обучения понимается объяснение способ трудовых действий, на корректировку практической деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановки конкретной трудовой задачи, характеристику операций, объяснение правил выполнения трудовых приемов и проведения самоконтроля. Текущий инструктаж включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной работы и объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает в себя анализ хороших работ, характеристику допущенных в работе ошибок и оценку работы учащихся.
Рассказ применяется учителем в основном для сообщения новых знаний. Он должен быть четким, лаконичным и сочетать в себе точные технические сведения с ярким живым повествованием. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае учитель знакомит детей с конкретными объектами техники и производства и постепенно переходит к обобщениям; во втором- знакомит учащихся с общими понятиями, а затем иллюстрирует их конкретными примерами; в третьем - подводит школьников к пониманию объектов, показывая историю их возникновения. Восприятие рассказа обостряется, когда учитель вводит в него элементы проблемности, показывает противоречия в развитии науки с построением гипотез и способов их подтверждения. Рассказ учителем в начальных классах, как правило, опирается на ранее приобретенные учащимися знания, систематизирует представления и понятия детей об известных объектах, учит их применению знаний на практике. На рассказ учителя на уроке труда отводится очень мало времени; поэтому его содержание должно быть предельно кратким, строго соответствовать цели урока и практической трудовой задаче. Обычно рассказ учителя сопровождается демонстрацией материалов, инструментов, оборудования, графических пособий. При употреблении новых терминов учитель должен четко произносить их и записывать на доске. Рассказ должен удовлетворять следующим дидактическим требованиям: быть достоверным, логически последовательным, четким, доказательным, эмоциональным, доступным для понимания учащихся начальных классов. На уроках трудового обучения рассказ часто переходит беседу.