Анализ исследования деятельности учителей.
7%
7%
Следующая тема, которой посвящена группа вопросов, –планирование и проведение мероприятий для родителей в первом –
втором классах
. Учителям было предложено ответить на такие вопросы:
Ø Что служит вам опорой при планировании работы в 1 – 2 классах?
Ø Как часто проводите мероприятия для родителей?
Ø Какие мероприятия для родителей проводите?
Были получены разнообразные ответы, основные из которых приводятся в данных таблице № 2, единичные разберем отдельно при анализе таблицы.
Таблица № 2 Планирование и проведение мероприятий.
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Количество ответивших по городам |
Всего | |
Клайпеда Шяуляй |
Лида | |||
4. Что служит Вам опорой при плани- ровании работы с родителями в 1 – 2 классах. |
1. Программа, план 2. Пед. опыт работы 3. Методические рекомен -дации и литература. 4. Пожелания родителей. 5. Индивидуальные особен- ности детей. 6. Ситуация: проблемы и трудности. 7. Другие ответы. |
4 5 2 6 2 11 3 |
4 3 10 8 4 3 3 |
8 8 12 14 6 14 6 |
5. Как часто про- водите мероприятия для родителей. |
1 раз в триместр 1 раз в четверть 1 раз в месяц и чаще По необходимости |
14 3 2 3 |
12 5 5 |
14 15 7 8 |
6. Какие мероприя- тия для родителей проводите. |
1. Родительские собрания 2. Дискуссии 3. Индивидуальные консультации 4. Совместные праздники 5. Открытые уроки или дни открытых дверей 6. Анкетирование 7. Лекции 8. Другие нетрадиционные мероприятия |
17 3 11 20 2 1 6 3 |
17 5 8 13 7 5 3 7 |
34 8 19 33 9 6 9 10 |
На вопрос о планировании работы
с родителями опрашиваемые учителя Литвы чаще всего называли такие аспекты, как проблемные ситуации, которые складываются в конкретном классе в то или иное время в процессе обучения или воспитания учащихся или при общении и сотрудничестве с родителями –11. (То есть учителя ориентируются по обстановке.) Среди проблем учителя называют: проблемы поведения, успеваемости, физические и психологические особенности развития детей данного возраста, а также общие организационные вопросы класса, решаемые вместе с родителями. Следующей опорой планирования работы служат пожелания и предложения родителей – 6. Некоторые из учителей указывают, сто данные они получают способом анкетирования. Другой опорой служит педагогический опыт каждого учителя, а также его коллег – 5. Только 4 из опрошенных указали, что при планировании используют «Общие программы», школьный и классный план работы с родителями. Подсознательно хочется спросить других учителей, неужели они не составляют плана работы, а лишь идут на поводу у времени и ситуации? Всего 2 учителя указали, что ориентируются на методическую литературу, хотя на вопрос какую литературу используют учителя при работе с родителями указали все опрашиваемые. Столько же опираются и на индивидуальные особенности детей (2). Кроме этих ответов были и другие: одна, из опрошенных учителей, опирается на некоторые элементы проекта «Хорошее начало»; другая учительница старается изменить взгляд родителей на школу и внедрить новые направления воспитания. Отдельно оговорим ответ логопеда, так как её работа основывается на индивидуальных нарушениях речи у детей и для успешной работы необходимо сотрудничество с родителями.
Результаты ответов на этот же вопрос в городе Лида оказались несколько иными. Здесь при планировании работы учителя в основном опираются на методические рекомендации и различную литературу – 10. Другим важным аспектом как и в Литве оказались пожелания, рекомендации и особенности родителей – 6. Одинаковое количество учителей и в Лиде и в Литве опирается на планы и программы – 4, кроме этого столько же основываются и на индивидуальных особенностях детей. По 3 ответа на педагогический опыт и конкретную ситуацию. Среди других ответов следует выделить: учителя опираются на советы психологов, а также учитывают уровень педагогической подготовки родителей.