Анализ  исследования  деятельности  учителей.

12. Какие встречаете

трудности при рабо-

те с родителями.

1. Отсутствие инициативы

2. Неправильная оценка своего ребенка

3. Невыполнение требова- нии учителя

4.

Материальные трудности

5. Педагогическая необра- зованность родителей

6. Отсутствие взаимопони- мания между уч. и р-ми.

7. Другие трудности

8. Отсутствие трудностей

11

4

1

2

1

2

1

3

11

4

3

2

3

4

2

22

8

4

4

4

6

3

3

Опрошенные в Литве учителя выделяют следующие основные проблемы обучения и воспитания, решаемые вместе с родителями: улучшение успеваемости (15 ответов), детализируя которую следует упомянуть трудности в обучении и их причины, помощь ребенку при учении, и поведения (13 ответов) здесь следует уточнить: воспитание вежливости, дружелюбия, дисциплинированности, общение со взрослыми и сверстниками, конфликты детей. Также учителя указывают, что вместе с родителями они решают проблему улучшения психологического климата как в школе, так и дома (4 ответа). Только трое из опрошенных вместе с родителями решают проблему адаптации детей в школе, а она так важна именно в первые годы обучения. Лишь двое из опрошенных решают проблему организации свободного времени учащихся, указывают на их распорядок дня, регламентирование просмотра телевидения. Кроме этого совместно решаются организационные вопросы, проблемы подготовки ребенка к школе, познания детей как родителями, так и учителями, всестороннее развитие личности ребенка и другие. К сожалению в 4-ех анкетах не указаны проблемы решаемые совместно, оговорено лишь, что решаются все проблемы возникающие на данный момент.

Опрашиваемые в Белоруссии учителя в отличии от литовских на первый план ставят проблему поведения (13 ответов) и лишь за ней проблему улучшения успеваемости (9 ответов). В отличии от опрошенных в Литве учителей, учителя из города Лида указывают решение такой проблемы как воспитание познавательных навыков у детей: развитие мышления, памяти, внимания, активизация познавательной деятельности (6 ответов). Однако учителя из Лиды не вообще не указывают проблемы адаптации в школе. Меньше внимание здесь уделяется и улучшению психологического климата (1 ответ), но немного чаще упоминается организация свободного времени учащихся (3 ответа) и решение организационных вопросов класса (2 ответа). Кроме этих упоминаются и другие проблемы решаемые совместно с родителями: проблема воспитания аккуратности и прилежания, здорового образа жизни и личной гигиены, проблема отношения к учителю, проблема прав ребенка, наказания и поощрения, воспитания сопереживания и сочувствия и другие. К сожалению пятеро из опрашиваемых ограничились лишь общими фразами о том, что решают «все более ярко выраженные на данном этапе проблемы» и не указали конкретно.

Обобщение вопроса приводим в виде круговой диаграммы, на которой хорошо видно, какие проблемы чаще всего решают совместно учителя и родители двух стран – это проблема улучшения успеваемости и проблема поведения и общения детей как между собой, так и со старшими.

Диаграмма 6.1. Проблемы, решаемые совместно.

29%

27%

7%

6%

6%

3%

3%

10%

9%

На вопрос о трудностях встречаемых при работе с родителями, как видно по данным таблицы, учителя обеих стран ответили практически одинаково, что еще раз доказывает, что проблемы у нас одни и те же. Большинство учителей указали основную проблему: отсутствие инициативы и активности со стороны родителей (по 11 ответов в каждой стране), сюда можно отнести редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания, рекомендации. Следующая трудность, с которой сталкиваются учителя при работе с родителями, - неправильная оценка своего ребенка (по 4 ответа с каждой страны). Учителя пишут, что часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже не дооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им. С материальными трудностями родителей, которые отражаются и на образовании ребенка и на общении родителей с учителями, сталкиваются по 2 человека в каждой стране. Опрошенные в Литве учителя реже чем учителя из Белоруссии жалуются на педагогическую необразованность родителей и невыполнение требований учителя (по 1 ответу против 3 по каждому аспекту), а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями (по2 против 4), когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, как выразилась одна из опрашиваемых учителей «некоторые родители занимают позицию глухой обороны» Кроме этих учителя называют и другие трудности: не все родители относятся ответственно к своим родительским обязанностям, нетрадиционная система оценки в Литве, которая не устраивает ни родителей ни учителей, неуважительное отношение к молодому педагогу. Следует порадоваться, что трое из опрошенных в Литве указали, что они не встречают трудностей при работе с родителями в своих классах, так как на данном начальном этапе родители более активны и заинтересованы своими детьми.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9