Система и методика проведения интегрированных занятий.
Анализируя процесс создания детьми изображения по замыслу, готовые продукты их деятельности и сопоставляя их с анализом творчества художника (М.И.Богачева, Л.С.Выготский, В.Г.Злотников, П.П.Чистяков и др.), мы выделили следующие этапы формирования и воплощения замысла в рисовании старших дошкольников (которые, впрочем, характерны и для других видов изобразительной деятельности):
1.
Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путем организации просмотра кукольного театра и игры в нем, рассматривания репродукций картин художников и иллюстраций книг.
2.
Определение темы рисунка.
3.
Осознание содержания будущего рисунка, определение входящих в него изображений, композиции рисунка.
4.
Выбор материалов для рисования с точки зрения предпочтений ребенка, их наибольшей выразительности для решения темы, выбор и уточнение способов создания изображений.
5.
Уточнение представлений о предметах, явлениях (сюжет, персонажи кукольного театра), которые будут изображаться перед началом рисования.
6.
Планирование выполнения замысла. Определение последовательности создания изображения.
7.
Уточнение представлений об изображаемых предметах в случае необходимости, в ходе реализации замысла путем дополнительного рассматривания куклы, иллюстраций, дополнительное объяснение, напоминание.
8.
Активизация применения разнообразных способов создания изображения, выразительных средств.
9.
Оценка получившегося продукта с точки зрения полноты осуществления замысла (контроль по результату), примененных способов изображения и выразительности.
10.
Обогащение, дополнение рисунка на основе оценки.
11.
Анализ готового рисунка, выделение интересного, выразительного решения образов.
Эти этапы исходят их классификации методов и приемов обучения изобразительной деятельности, разработанной Лернер И.Я. [ ], включающей следующие методы:
1. Информационно-рецептивный (наблюдения, обследования игрушек, рассматривание картин и иллюстраций);
2. Репродуктивный (упражнения на закрепление знаний, выработка навыков и умений);
3. Исследовательский;
4. Эвристический (поэлементное обучение чертам творческой деятельности).
Цель формирующего этапа:
Повышение композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра.
Задачи:
1. знакомство и упражнения детей с элементами актерского воплощения, с постановкой речи актера – кукольника.
2. систематизировать содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности по отражению сюжетов спектаклей кукольного театра;
Таблица 3
Содержание, формы и методы работы по изобразительной деятельности по отражению сюжетов спектаклей кукольного театра.
Задачи |
Содержание, формы и методы работы |
Развитие вос-приятия детей |
Используя куклы и игрушки кукольного театра, развивать у детей восприятие предмета. Знакомить детей с формой кукол, игрушек, обводя их по контуру, форме пальцем, рукой, выделяя и называя их форму. строение, величину частей, цвет |
Развивать спо-собность, вос-принимать, наб-людать, фикси-руя движения игрушек, кукол. |
Вместе с детьми наблюдать движения кукол, выполняющих актером-кукольником, и замечать изменение положения при движении и разных позах. |
Развивать эсте-тическое вос-приятие куколь-ного театра |
После просмотра спектакля обращать внимание на эстетические свойства декорации (домик заюшки, дворец, деревья, цветы и т.д.) |
Развивать дет-ское творчество |
После просмотра спектакля дети рисуют сюжеты, наиболее запомнившиеся им (понравившиеся). Предложить нарисовать, составить композицию Необходимо как можно больше разнообразие материалов, стимулирование использования детьми различных способов изображения, развивать графические умения и навыки. |
Учить детей рассказывать о сюжетах спек-такля и их изображении в рисунках |
Подобрать иллюстрации сказок, рассказов, в детских книгах разных художников, по которым поставлены спектакли. Обратить внимание детей на разнообразие образного решения изображения. Выделить с детьми разнообразные приемы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности рисунков разных художников. Задание детям рассказать о том, что интересного из спектакля запомнил и что нарисовал, придумать конец сказки |