Система и методика проведения интегрированных занятий.
Для формирования композиционных умений и навыков в рисовании старших дошкольников были использованы следующие спектакли:
1. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина – настольный, картонажный театр. (18/I-99 г.)
2. "Куобах кутуруга суох буолбута" Н.Якутского – настольный театр мягких игрушек. (25/I-99 г.)
3. "Красная шапочка" Ш.Перро – театр петрушек (3/III-99 г.)
4. Русская народная сказка "Колобок" – настольный, картонажный театр (3/III-99 г.)
Обучение изображению сюжетов посредством кукольного спектакля проводилось следующим образом:
Таблица 4
№ |
Название спектакля |
Исполнители ролей |
Методы обучения сюжетному рисунку |
1 |
"Сказка о рыбаке и рыбке" |
воспитатели |
Чтение сказки. Показ спектакля. Беседа с детьми о персонажах сказки. При-думывание собственного продолжения сказки. Расс-матривание иллюстраций В.Конашевича к этой сказ-ке. Рисование иллюстраций |
2 |
"Куобах кутуруга суох буолбута" |
дети |
Чтение сказки. Распределе-ние ролей. Обучение актер-скому исполнительству. Беседа с детьми о персо-нажах сказки. Рассматрива-ние иллюстраций художни-ков Ю.Васнецова, Е.Чару-шина. Рисование сказки |
3 |
"Красная шапочка" |
дети |
Распределение ролей. Обу-чение актерскому исполни-тельству. Беседа с детьми о персонажах сказки. Иссле-дование руками игрушек. |
4 |
"Колобок" |
дети |
Изготовление игрушек вместе с детьми. Распреде-ление ролей. Подготовка. Показ спектакля. Беседа с детьми о композиции ри-сунка, выборе цвета и т. д. |
Остановимся на ход методической работы по каждому спектаклю.
Произведение А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" выбрано неслучайно. В связи с 200-летним юбилеем великого русского поэта весь учебный год проводились различные мероприятия (конкурс на лучшее чтение стихов, пушкинский бал, конкурс рисунков по произведениям, книжная выставка и т.д.). По нашему мнению, эта сказка более близка к восприятию ребенком: старик три раза приходит к морю. И каждый раз оно разное: в первом случае- спокойное, во втором – волнующее, в третьем – беспокойное. Старуха с каждым разом становится гневной, сварливей. эти контрастные решения характера сказки оставляют в сознании каждого ребенка неизглазимое впечатление и помогают в выборе сюжета.
После показа в беседе с детьми мы пытались выяснить, настолько они поняли ход сказки, различия между персонажами (стариком и старухой), а также предлагали сами придумать собственный финал сказки.