Система и методика проведения интегрированных занятий.
Исходя из этого, мы определили цель: обучение детей технике кукловождения, актерскому мастерству кукольника, постановке речи (высота, тембр, сила голоса, дикция, выразительность).
Провели ряд упражнений с детьми по технике кукловождения, опираясь на статьи Е.С.Деммени. Проведение этих упражнений включало ряд этапов.
1. Подбор или шитье кукол совместно с детьми., сшить так чтобы кисть и пальцы свободно сгибались внутри чехла куклы, давая возможность воспроизводить любые движения корпуса, головы и рук куклы.
2. Упражнения на придерживание основного положения куклы, которое заключается в том, что ось (воображаемая), проходящая через кисть и локтевую точку руки кукловода, перпендикулярна плоскости пола; изменение наклона туловища; закидывание головы куклы; сведение рук куклы; перемещение куклы по ширме.
3. Распределение ролей. Здесь учитывалось желание детей, какую роль они хотели бы сыграть.
4. Упражнения для овладения сценическим пространством:
- игры и упражнения по формированию деятельности в вымышленных условиях (т.е. в предлагаемых обстоятельствах)
- упражнения на развитие сценического внимания, воображения и памяти;
- действия с воображаемыми и реальными предметами (одиночные и с партнерами);
- упражнения на развитие образных представлений (движения хитрой лисы, движения, испуганного зайчика и т.д.)
- групповые игры, необходимые для сыгранности актерского коллектива (диалоги персонажей на заданную тему);
- использование в этюдах сюжетов с конкретными игровыми задачами (попросить, приказать, образовать и т.д.)
Мы провели беседу о способах художественнообразной выразительности в кукольном театре, показали несколько вариантов целесообразного размещения декораций. Внимание детей мы обратили то, что в каждой сказке есть разные персонажи, которые не могут говорить и двигаться одинаково, что у каждого из них есть свои привычки, свои особенности.
Характер деятельности разыгрывании различный ситуаций, задаваемых экспериментатором, был манипулятивный. Они как бы примеривались к куклам, производили отдельные движения и лишь потом начинали "оживлять" их.
Задания детям:
1. Обыграть ситуацию – зайчику холодно (под дождем, в холодной избушке);
- хитрая лиса идет к домику зайчика с намерением выгнать его оттуда;
2. Петух разговаривает с зайчиком, выясняет, почему зайчик грустный.
3. Интонацией, голосом показать характер трусливого зайца, хитрой лисы, храброго петуха.
Композиционные построение рисунков по спектаклю настольного театра "Куобах хайдах кутуруга суох буолбута" показал средний уровень развития (55,2%) (см. приложение 5). Овладение воздушной перспективой составляет 85,7%, изображение ярким цветом положительного персонажа – 75,0%. Дети недостаточно выделяют увеличенное или миниатюрное рисование персонажей, слабо передают динамику движения героев (57,1%). Отметим, что все расположили свои композицию по всему листу. Наибольшую высокую степень овладения художественными средствами показали Лиза Н. и Сеня Н. (по 75%). Они показывают усвоение воздушной перспективы, к положительному герою применяют яркий цвет, передают динамику движения персонажей и т.д.
Следующим произведением, использованным в отражении детей кукольного спектакля в своих рисунках, является сказка Ш.Перро "Красная шапочка" (театр петрушек). В постановке этого спектакля участвовали сами дети. Сказка довольно хорошо знакомая детям, её содержание не доставляет трудностей для запоминания. В подготовке участвовали все дети экспериментальной группы. Здесь детям была дана полная свобода деятельности, т.е. они сами были и художниками, и актёрами, и режиссёрами. Эта деятельность носила игровой характер и имела свойство импровизационности. Дети живо включались в активный творческий процесс. Их рисунки после просмотра спектакля, участия в нем показали высокий уровень средств выразительности (70,3%) (см. приложение 6). Высокий уровень (100%) отмечается у Иры А., Айтала С. Они используют наибольшее количество средств выразительности. Низкий уровень (37,5%) у Вали И. Её рисунок отличается линейной перспективой, яркостью только положительного героя, отсутствием отрицательного персонажа, ритм и динамика отсутствуют.