Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования.
Выдвижение гипотез сопровождается анализом исходных данных, уточнением связей и отношений между ними, переформулировкой задачи, ревизией технического противоречия. Цели-гипотезы могут проверяться как мысленно (иногда неосознанно, интуитивно), так и посредством внешних действий, которые взаимосвязаны с мыслительными действиями и оказывают существенное влияние на протекание мыслительного процесса (исследования А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и др.). Внешние действия в ходе проверки гипотез могут проявляться в форме выполнения эскизных набросков, расчётов, схем или в форме предметного воплощения гипотезы в виде опытного образца. Эта деятельность характеризует третий этап технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера - стабилизацию.
Помимо интенционального аспекта творческая деятельность имеет и операционный аспект, который определяется не только целью, но и объективными предметными условиями её достижения. В процессе технического творчества в качестве операций выступают действия субъекта, необходимые для анализа ситуации, формулировки задач, выдвижения гипотез, поиска направления решения, выполнения эскизных набросков и расчётов. Эти действия направляются операциональной установкой и поддерживаются стремлением снять флуктуирующую психическую напряжённость.
На последнем этапе технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера – этапе завершения – полученное решение соотносится с техническим противоречием, оценивается с точки зрения его разрешения и эффективности и в случае положительного результата принимается. При этом психологическая напряженность, преследовавшая субъекта на протяжении всего технического творчества, снимается, и субъект испытывает огромное облегчение, ни с чем не сравнимое ощущение радости. Но на этом процесс творчества ещё не заканчивается. Необходимо оформить результат решения в виде заявки на изобретение или рационализаторское предложение, внедрить его в производство. Это требует от субъекта проявления волевых усилий и стимулируется моральными и материальными факторами.
Основным достоинством проанализированной нами схемы является то, что она даёт возможность рассматривать процесс воздействия личности на производственную ситуацию одновременно и как процесс развития самой личности, выделять этапы и условия развития погружённой в творчество личности. Это важно при определении путей и средств вовлечения учащихся в техническую творческую деятельность.
Однако и в этой схеме не учтено влияние сбора научно-технической и патентной информации на формирование установок, мотивов творческой деятельности, не прослежена взаимосвязь с другими структурными единицами технического творчества.
Логический аспект проблемы развития изобретательского процесса.
Философским обобщением исследований психологов, педагогов, инженеров - авторов проанализированных нами схем является анализ логики процесса создания нового технического объекта. Эта логика выражает единство относительно самостоятельных этапов творческой деятельности, которые отличаются характером технических противоречий, характером и уровнем технических задач, средствами, способами, методами их решения, формами творчества и организации творчества, уровнями новизны.
Первый этап процесса технического творчества
представляет собой деятельность по критическому осмыслению существующего положения при единстве эмпирического и логического уровней познания. Это этап осознания проблемной ситуации с аналитическим осмыслением её структуры субъектом творчества. Реальное содержание творчества на этом этапе складывается из отражения технической потребности, осознания недостатков старого и необходимости нового, раскрытия конкретных технических противоречий и формулировки определённых технических задач. В.И. Белозерцев предложил следующую структурную модель технической творческой задачи:
- конечная цель поиска, выражаемая в приблизительной форме;