Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования.
Очевидно, что в концепции Б.М. Кедрова не конкретизирована роль сбора информации в творческом процессе, но разработанная им схема представляет собой удобный и эффективный инструмент исследования технического творчества.
Техническое творчество учащихся
включает в себя два взаимосвязанных процесса. Первый – собственно творческая деятельность учащихся, цель которой совпадает с целью технического творчества вообще (другое дело, что она часто бывает не достигнута). Второй – учебно-воспитательная работа преподавателей., организаторов технического творчества учащихся, целью которой является развитие способностей учащихся к творчеству. Таким образом, техническое творчество учащихся – это педагогический процесс.
Между тем ни в одной из проанализированных нами структур технического творчества учащихся не отражены отношения, связи между деятельностью учащихся и деятельностью преподавателя. А поэтому и не разработан вопрос о соотношении деятельности учащихся и преподавателя в процессе сбора научно-технической и патентной информации.
Для выявления роли и места сбора информации о существующих технических решениях в процессе технического творчества учащихся, раскрытия его творческого характера необходимо построить единую структуру совместной (сотворческой) деятельности учащихся и преподавателя.
Развитие изобретательства учащихся в процессе решения творческих задач
Проведённый анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой вопросам структуры и содержания процессов технического творчества учащихся и руководства его развитием, показал, что все авторы придают большое значение этапу решения творческой задачи, поиску идеи решения. Многие авторы считают решение технических творческих задач главным моментом в развитии технического творчества учащихся. Так, например, Т.В. Кудрявцев в формуле «психологическое осмысление механизма творчества есть понимание динамики решения творческой задачи», по сути, отождествляет творчество с решением творческих задач. Исходя из этой посылки, а также опираясь на опыт развития творческих способностей учащихся в рамках проблемного обучения, становлению которого способствовали исследования Д.В. Вилькеевой, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.С. Якиманской и др., была разработана программа факультативного курса «Творчество в моей профессии» для учащихся СПТУ. Авторы этой программы Т.Н. Кудрявцев и Д.И. Ландо, отвели большую часть курса методам решения технических задач творческого характера. С 1988 г. факультатив под названием «Основы профессионального творчества» введён в учебный процесс профессионально-технических училищ России. В ходе этого курса из года в год решаются в основном одни и те же задачи, которые формулируются преподавателем (иди авторами учебников и задачников) по описаниям уже кем-либо сделанных и опубликованных изобретении. А учащимся предлагается как бы повторить эти изобретения. Нельзя не согласиться с названными выше авторами в том, что творчество как «открытие (изобретение) для себя», или иначе, учебно-творческая деятельность, и творчество как «открытие (изобретение) для других», или собственно творческая деятельность, имеют большое сходство в механизмах самого процесса и его динамики. Нельзя не согласиться и с тем, что овладение методами поиска новых технических решений и сам процесс решения учебно-творческих задач могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе с целью:
- развития творческих способностей личности;
- овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях, принципах, методах, правилах и средствах деятельности;
- овладения умственными и практическими умениями;
- диагностики творческих способностей личности;
- контроля знаний и умений;
- актуализации знании, умении, творческих способностей личности
Методологической основой исследования являются теория познания, психологические теории формирования и развития личности человека в процессе его познавательной и творческой деятельности.