Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования.
- исходные данные;
- возможные условия решения;
- объективные ограничения;
- средства реализации задачи.
Творческая деятельность на первом этапе осуществляется при единстве внешних и внутренних факторов поиска:
рождение технической задачи детерминировано объективными факторами развития, но характер её постановки связан со спецификой субъекта творчества.
В.И. Белозерцев подчёркивает, что при овладении проблемной ситуацией важно осознание неполноты существующей информации, стремление преодолеть эту неполноту с целью определения необходимого выбора. Без этого невозможно провести полноценный анализ соотношения наличных факторов и требований задачи, цели поиска и условий её достижения с раскрытием противоречий между ними, невозможно сознательно найти путь к определению нужных условий и средств решения технической задачи.
В этом мы видим обобщённое философское обоснование творческого характера сбора информации о существующих технических решениях, его необходимости в реальном процессе технического творчества, а также необходимости разработки проблемы развития технического творчества в процессе сбора научно-технической и патентной информации.
Реальным продуктом первого этапа творчества является конкретная техническая задача с определённой структурой, осмысленная и логически сформулированная, приобретающая самостоятельное бытие, поскольку может служить основой дальнейших творческих поисков для других исследователей.
Этот этап может являться одновременно началом решения технической задачи, рождения технической идеи. При этом идея решения может входить в неявной форме, в виде предчувствия в процесс выработки конкретной технической задачи.
Второй этап процесса технического творчества
– этап «рождения и вынашивания» новой технической идеи. Техническая идея выступает как результат скачка в новое качество при реализации поиска решения определённой технической задачи. Это новое качество – ещё не изобретение и даже не идеальная модель его, это выход за рамки непосредственно данного, форма установления и выражения ранее не известного.
На втором этапе процесса технического творчества наиболее полно проявляется гносеологическая роль технической творческой деятельности. Об этом говорит сам набор методов поиска нового на данном этапе: метод актуализации знаний; методы переноса и реконструкции идей, совпадения и различия, абстракции и обобщения; метод сопутствующих изменений и др. Все эти рациональные методы поиска не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи.
Но, даже будучи известными, применяемые методы и пути решения технических задач приводят к успеху не сами собой и не в ходе логических рассуждений, так как их действие в специфических условиях проблемной ситуации не предопределяется логикой наличных факторов. Поэтому столь важна в процессе «рождения и вынашивания» идеи роль других связей и свойств, опыта деятельности в различных ситуациях, действий побочных или посторонних явлений на субъект творчества при решении определённой технической задачи, т.е. всего того, что имеет место в процессе сбора информации о существующих творческих решениях. Именно это и «срабатывает» в виде интуиции, неожиданного установления новых связей и сочетаний.
Третий этап процесса технического творчества
– этап разработки идеальной модели, идеальной как по форме существования, так и по содержанию.
Идеальная модель –
это субъективное бытие нового технического объекта, продукт мысленного экспериментирования и моделирования; результат схематизации технической идеи. Техническая идея и идеальная модель
соотносятся как сущность и её представление (образ). В создании идеальной модели отражается процесс доказательства осуществимости технической идеи, хотя ещё и не в предметной деятельности. Это процесс обоснования, продумывания и построения образа будущего технического объекта.