Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования.
Идеальная модель всегда является более упрощённой, чем будущий объект, и находится с ним в отношении сходства, а не тождества. Из этого основного отличия идеальной модели в техническом творчестве вытекает особая роль комбинационного (построительного) воображения, актуализации знаний и заключений по аналогии отдельных свойств и структур существующих известных технических решений (конструкции) с гипотетическими свойствами и структурой будущего технического объекта. По нашему мнению, из необходимости обеспечения комбинационного воображения «строительным материалом» и из необходимости формирования фонда свойств и структур существующих технических решений, на базе которого осуществляются актуализация знаний и заключения по аналогии, следует и важная роль сбора информации о существующих технических решениях на третьем этапе процесса технического творчества.
Четвёртый этап процесса технического творчества
является этапом конструирования. Главная задача этого этапа – разработка формы технического объекта, соответствующей содержанию, с учётом характера всех объективных и субъективных факторов его развития. Между тем, что представляет себе изобретатель при построении идеальной модели (схемы, структуры, функциональной зависимости частей и пр.), и реальной конструкторской схемой (рабочие проекты или макеты) Почти никогда не бывает соответствия. Сказываются погрешности и слабые стороны мысленных построений, их пригодность проверяется средствами эксперимента и логики конструкционных соотношений. В процессе конструирования идет доработка намеченных схем, обнаруживаются новые конструкционные возможности, возникают новые мысли, происходят усовершенствования, создаются новые варианты. При этом эффект новизны достигается путём применения элементов известных конструкции по новому назначению. И в этом творческом процессе тоже, как мы думаем, является незаменимым сбор информации о существующих технических решениях как поставщик идеи, вариантов использования известных элементов конструкции по-новому назначению.
Пятый этап технического творчества
– этап предметного и относительно завершённого воплощения изобретения в техническом объекте. На этом этапе выясняют достоинства и недостатки конструкторско-технологических разработок, проводят доводку и отработку всех элементов в рамках действующего целого и функций целого через отработку его элементов, а также отработку и доводку нового технического объекта через создание, и проверку экспериментального образца, освоение и внедрение новой техники в различные процессы производства. На данном этапе относительно завершается процесс технического творчества: относительно, поскольку этап служит основой возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска. Творческий вклад на этом этапе выражается не только в обнаружении недостатков и ошибок, повышении конструктивности и технологичности технических средств, но и в раскрытии новых явлений, свойств, законов, методов и т.п., которые часто невозможно обнаружить на иных этапах. Необходимым условием обеспечения творческого характера этого этапа является проведение сбора и обработки информации об использовании новой техники, о конкретных условиях эксплуатации внедряемой техники.
Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент исследования проблемы развития изобретательства.
Анализ логики процесса создания нового технического решения даёт основание предположить необходимость сбора информации практически на всех этапах творческой деятельности, а также творческий характер сбора информации, т.е. отнести его к одному из видов деятельности, результатом которой является рождение нового.
Однако проведённый анализ не вскрыл механизма развития технического творчества в процессе сбора научно-технической информации, не разъяснил природу творческого характера сбора информации. Разобраться в этом помогает, на наш взгляд, разработанная Б.М. Кедровым концепция научно-технического творчества. Эта концепция построена на учёте взаимосвязи трёх категорий диалектической логики: единичности, особенности и всеобщности, отражающих последовательные ступени в процессе научно-технического творчества и в то же время сосуществующих и взаимодействующих в единстве между собой в качестве необходимых сторон творческого процесса. Эта концепция подчёркивает диалектическое единство генетического и структурного подходов к изучению процесса научно-технического творчества, объясняем генезис движения исследовательской мысли, т.е. её исторический и логический ход, и одновременно структуру взаимодействующих исторических, социальных и психологических факторов, обусловливающих этот ход.