Первичная диагностика.
Вопрос №2-высказывание детей разделено на группы:
А - учебные мотивировки - интерес к учению, знанию
Б – внеучебные мотивировки - внешние и посторонние по отношению к учению причины.
Вопрос №3
А – содержательная подгруппа-освоение некоторых навыков чтения, письма, счета.
Б – формальная - приобретение формы, школьных принадлежностей и т.д.
Вопрос №4
А - уроки грамоты и счета- занятия, присущие именно школе, по содержанию и форме не имеют аналог в дошкольной жизни ребенка и олицетворяют собой новую для ребенка собственно школьно-учебную действительность.
Б – уроки художественно - физкультурно-трудового цикла- занятия, знакомые и близкие ребенку уже в дошкольном возрасте и продолжающиеся в школе
В – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты, перемена, еда, гуляние, игры и занятия во внеурочное время, личность учителя, друзья и т.д.
Вопрос №5
А – учебные занятия- высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены те или иные действия по самообучению - самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у товарища, выполнение их.
Б – дошкольные и прочие- игры, гуляние, рисование и конструирование, помощь родителям и т. д. без упоминания о каких- либо учебных действиях.
Вопрос №6
А – школьно - учебные - знакомство с новым по русскому, математике и т.д.
Б - широкие познавательные - о животных, о путешествиях и т.д.
В – чтение сказок, игры.
В ходе беседы выяснилось, что Юля Б. не хотела идти в школу, она боялась, что у нее не будет друзей, и она будет плохо учиться. Подготовка к школе она видела как приобретение школьных принадлежностей, формы. Ей нравятся уроки художественно-трудового цикла. Из занятий, которыми она бы хотела занятия дома, девочка выбрала - игры, рисование, конструирование (пазлы). Т.е. работа на компьютере развивала бы ее творческое начало, познавательную среду, могла бы сблизить её с другими детьми.
В беседе с Кириллом Ш., я увидела, что он хотел идти в школу, потому что родители так сказали, что он уже большой. Подготавливался к школе он так: они ходили на рынок и в магазины, покупали портфель и др. Наиболее привлекательным для него в школе оказались перемена и продленка. На вопрос чтобы он делал, если бы был дома, сказал, что рисовал, играл - т.е. у него преобладание дошкольных видов деятельности. В этом случае тоже через компьютерные игры - можно было бы развивать его творческие и познавательные способности, развить интерес к учебной деятельности.
Остальные дети все пошли в школу с положительными эмоциями. Многие дети хотели идти в школу, потому что там интересно, новые друзья.
Только 4 ребенка шли в школу за новыми знаниями, учиться писать считать. Они же готовились к школе - учились читать, считать. Остальные дети вспомнили, что покупали различные принадлежности. Четыре школьника в свободное время, занялись бы счетом, чтением, ходили в кружки - это говорит о том, что у детей формируются основные, необходимые для развития знания и понятия. Остальные дети выбрали уроки художественно - физкультурно-трудового цикла - эти занятия им знакомы, и они хотели бы ими заниматься ещё. И 2 ребенка выбрали вне учебную деятельность-перемену, игру, гуляние.
Больше половины детей говорит о том, что занялись обучением дома, играли в развивающие игры, читали. Остальные гуляли, рисовали, играли.
На 5 вопрос, о чем бы они хотели узнать, больше половины, выбрали такие предметы как: русский язык, геометрия, наука, компьютеры. Три человека хотели бы узнать побольше о динозаврах, животных, космосе.
Следующий метод, который я использовала, был метод тестирования.
Первый тест был на концентрацию внимания. С помощью теста мы хотели узнать, как ребенок сосредотачивается на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживает свое внимание в течении определенного времени.