Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики
Экспресс-информация 3-го уровня
представляет собой сообщение (15 мин.) требующее серьезной глубокой проработки источников информации с цель не только изложения публикуемых данных, но и постановкой проблемы для обсуждения.
Заслуживает внимания следующая форма обучения математике – «экспресс - информация». В зависимости от уровня дифференциации эта форма представляет собой следующее:
На 1-ом уровне
экспресс – информация представляет собой небольшие (5 мин.) сообщения по темам, требующие репродуктивного воспроизведения известных исторических данных, необходимых для проведения данного урока по данной теме, например, история теоремы Пифагора.
Экспресс – информации 2-го уровня
предполагают сообщения требующие определенного времени поиска, ознакомления с современной научно-популярной литературой и умения этот достаточно большой материал сконцентрировать в небольшое сообщение (10-15 мин.
Таблица 1.4.1.
Дифференциация содержания обучения, используемого в математике.
Виды учебной информации |
Уровень дифференциации | ||
Изложение нового учебного материала. Дифференцированные задания |
Учащиеся с низкой успеш-ностью обучения |
Учащиеся со средней успеш- ностью обучения |
Учащиеся с высокой успеш- ностью обучения |
Базовый уровень |
Объем программы |
Сверх- програм- мный материал | |
Классные и домашние Разной сложности по содержанию: а) теоретические; б) расчетные; в) экспериментальные |
Репродук- тивный |
Частично- поисковый |
Исследова- тельский (твор- ческий) |
Классные и домашние Разного объема информации: а) теоретические; б) расчетные; в) экспериментальные |
Объем базового уровня |
Объем программы |
Объем сверх-программы |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТИМАТИКЕ.
В соответствии с уровнями дифференциации можно выделить следующие методы и формы, используемые при обучении математике. Эти данные представим в виде таблицы 1.4.2.
Таблица 1.4.2.
Методы и формы обучения |
Уровень дифференциации | ||
Учащиеся с низкой успешностью обучения |
Учащиеся со средней успешностью обучения |
Учащиеся с высокой успешностью обучения | |
1.Самостоятельные работы с внепрограммным, дополнительным материалом |
Экспресс-информация, сообщение |
Реферат |
Доклады |
2.Самостоятельные работы с учебником |
Репродуктивные |
Познавательно-творческие |
Творческие |
3.Групповая работа (КСО) |
Участник группы |
Руководитель группы | |
4.Деловые игры |
Участники игры |
Исполнитель ролевой ситуации |
Ведущие игры |
5.Внеклассные учебные занятия |
Дополнительные занятия, консультации |
Факультативы | |
6.Работа временных групп во внеурочное время |
Группы по ликвидации пробелов |
Группы для подготовки к олимпиадам | |
7.Программированный контроль |
Ответы типа «правильно» - «неправильно» |
Из 5 ответов – один правильный |
Из 10 ответов – несколько правильных |
8.Работа в парах (консультанты) |
Консультируемый |
Консультант | |
9.Работа с обучающими программами |
Подробная схема - программа |
Средний уровень схематизации |
Упрощенная схема - программа |