Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики
указание алгоритма решения;
приведения аналогичной задачи, решенной ранее;
объяснение хода выполнения подобного задания;
предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основной задачи;
наведение на поиск решения с помощью ассоциации;
указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;
указания ответа, результата заранее;
расчленение сложной задачи на ряд элементарных;
постановка наводящих вопросов;
указание теорем, формул, на основании которых выполняется задание;
предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и т. д. ;
указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма работы, в установлении зависимости т. п. ;
использование вспомогательных дифференцированных крат (блоков информации по темам) различной степени помощи;
использование опорных конспектов;
использование рабочих тетрадей с печатной основой.
Третий этап
. Работа с учебником.
При работе с учебником задания, предлагаемые учащимся, также могут быть дифференцированы. Например, одной группе учащихся предлагается прочитать теорему и выделить все шаги доказательства, другой – план доказательства; третьей группе предлагаются задания с пропусками и т.д.
Четвертый этап.
Дифференцированный контроль подготовленности к уроку.
Н.В.Метельский предлагает на каждом уроке математики проводить фронтальный письменный опрос всех учащихся класса одновременно в двух вариантах на 10 минут. Он подчеркивает, что такие письменные опросы целесообразно проводить отдельно по трем основным компонентам содержания:
а) формулировка определений, теорем, правил и т. п. (типа математического диктанта);
б) доказательствам;
в) решению задач (выполнение упражнений)
Стимулируя подготовку всех учащихся к каждому уроку математики, систематически проводимые опросы класса будут предупреждать накопление пробелов в знаниях, приучать школьников к повседневной работе.
Пятый этап
. Домашние задания.
М.М. Рассудовская предлагает составлять дифференцированные домашние задания, которые могли бы более полно использовать возможности учащихся и позволили бы организовать их проверку в классе. Принцип составления таких упражнений заключается в том, что первое упражнение предназначено для всего класса, а второе непосредственно связано с первым, но содержит по сравнению с первым некоторую дополнительную трудность.
Пример.
Выполните действия:
2. Используя предыдущий результат, вычислите устно:
Это пример дифференцированного домашнего задания. На самом деле они могут быть самыми различными по содержанию, в зависимости от той цели, с которой они делаются.
В заключение надо отметить, что выполнение задачи прочного усвоения школьного курса математики, который тесно связан с получением и осмысливанием большого объема учебной информации, невозможно без совместной согласованной деятельности учащихся по объединению и обобщению работы каждого. Коллективная деятельность при этом становится этапом завершения индивидуальной работы.