Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики

По данным психологов, у детей с пониженной обучаемостью нет патологических изменений в памяти, не связанной с мышлением, но страдает логическая смысловая память. При соответствующих условиях (на нейтральных методиках) слабые ученики концентрируют свое внимание одинаково с сильными. Но внимание является вторичным явлением, его нельзя считать первопричиной возникновения трудностей; оно само обусловлено тем, что ученик в силу особенностей своего мышления не вовлечен в активную учебную работу, ему трудно участвовать в ней.

Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности в том, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления. Уровень практических действий и у сильных, и у слабых школьников практически одинаков. Но там, где обобщение протекает в словесно-логическом плане, где требуется формировать признаки или искать зависимости, и возникают трудности, обнаруживаются различия между учащимися. Мотивация, отношение к учению также во многом зависят от того, как ученик справляется с работой, получает ли от нее удовлетворение или нет.

В.В. Куприянович в качестве основных показателей берет «быстроту усвоения».

В соответствии с этим В.В. Куприянович выделил три группы (таблица 1.3.1.).

Таблица 1.3.1.

Уровень

Быстрота усвоения

Активность мышления

А:

Учащиеся, имеющие хорошие математи-ческие способности

Дословное повторение текста.

Частичное повторение.

Воспроизведение 50 % текста.

Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста.  

Плодотворная работа на протяжении всего урока.

Работа со «вспышками».

В:

Учащие, имеющие средние математи-ческие способности

4.Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста.

Воспроизведение материала с помощью учителя.

6. Воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса выдерживается.  

Работа со «вспышками».

Неполная работоспособность.  

С:

Учащие, имеющие низкие математи-ческие способности

7. Замедленное, невнятное воспроизведение текста.

8. Умственная отсталость (затухание развития).

Быстрая утомляемость.

Игнорирование заданий.

6. А.Н. Капиносов считает, что «объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения» обуславливает необходимость дифференцированного обучения математики. С учетом этих факторов А.Н. Капиносов выделил четыре «условных» группы:

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13