Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики
По данным психологов, у детей с пониженной обучаемостью нет патологических изменений в памяти, не связанной с мышлением, но страдает логическая смысловая память. При соответствующих условиях (на нейтральных методиках) слабые ученики концентрируют свое внимание одинаково с сильными. Но внимание является вторичным явлением, его нельзя считать первопричиной возникновения трудностей; оно само обусловлено тем, что ученик в силу особенностей своего мышления не вовлечен в активную учебную работу, ему трудно участвовать в ней.
Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности в том, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления. Уровень практических действий и у сильных, и у слабых школьников практически одинаков. Но там, где обобщение протекает в словесно-логическом плане, где требуется формировать признаки или искать зависимости, и возникают трудности, обнаруживаются различия между учащимися. Мотивация, отношение к учению также во многом зависят от того, как ученик справляется с работой, получает ли от нее удовлетворение или нет.
В.В. Куприянович в качестве основных показателей берет «быстроту усвоения».
В соответствии с этим В.В. Куприянович выделил три группы (таблица 1.3.1.).
Таблица 1.3.1.
Уровень |
Быстрота усвоения |
Активность мышления |
А: Учащиеся, имеющие хорошие математи-ческие способности |
Дословное повторение текста. Частичное повторение. Воспроизведение 50 % текста. Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста. |
Плодотворная работа на протяжении всего урока. Работа со «вспышками». |
В: Учащие, имеющие средние математи-ческие способности |
4.Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста. Воспроизведение материала с помощью учителя. 6. Воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса выдерживается. |
Работа со «вспышками». Неполная работоспособность. |
С: Учащие, имеющие низкие математи-ческие способности |
7. Замедленное, невнятное воспроизведение текста. 8. Умственная отсталость (затухание развития). |
Быстрая утомляемость. Игнорирование заданий. |
6. А.Н. Капиносов считает, что «объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения» обуславливает необходимость дифференцированного обучения математики. С учетом этих факторов А.Н. Капиносов выделил четыре «условных» группы: