Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни
В старшей группе, совершенствуя бег, отрабатывают непринужденную постановку корпуса и головы, спокойное и ровное положение плеч, активное движение рук, энергичное отталкивание и подъем бедра вверх. Специальное место отводится упражнениям на вынос голени маховой ноги вперед, на увеличение длины шага. На занятиях используют разные виды бега: медленный, со средней скоростью, быстрый, равномерный и с изменениями скорости, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий.
Овладению навыками подъема бедра и выноса голени маховой ноги вперед служат многочисленные задания, например пробежать дистанцию с перешагиванием 5—6 невысоких препятствий. Лучше всего для этой цели использовать длинные рейки, положенные на кубы (высота 10—15 см); натянутые поперек зала резинки. Препятствия расставляют обычно подряд друг за другом на длину несколько уменьшенного бегового шага ребенка. Но низкие препятствия можно расположить и на расстоянии нескольких шагов по прямой или кругу. Необходимо приучать детей одинаково хорошо преодолевать их с любой ноги. Важно, чтобы препятствие преодолевалось беговым шагом, а не прыжком вверх. Для этого детям поясняют, что отталкиваться следует подальше от препятствия и что нельзя набегать на него. После преодоления препятствия ребенок опускает ногу на грунт передней частью стопы.
Все виды бега дают большую функциональную нагрузку на организм, являются хорошим средством для тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания выносливости, ловкости и быстроты. Все виды бега, если они используется методически правильно, полезны для укрепления стопы, формирования ее сводов. Дозировать физическую нагрузку можно, изменяя способ бега, дистанцию и количество ее отрезков, уменьшая или увеличивая интервалы отдыха между пробегами, варьируя скорость.
Виды бега различны по технике выполнения. Обычный бег в спокойном темпе приучает ребенка бежать правильно, не напрягаясь, непринужденно и естественно размахивая руками.
Бежать можно свободными широкими шагами. Тогда слегка согнутая в колене нога становится на грунт с пятки, далее производится эластичный перекат на всю стопу и затем на носок; при отталкивании колено и стопа разгибаются. Носки направлены ближе к средней линии по направлению бега и даже несколько внутрь. Туловище очень немного наклонено вперед, голова с ним на одном уровне, грудь и плечи развернуты и не поворачиваются вслед за
движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы согнуты свободно. Во время бега руки поочередно движутся вперед-вверх примерно до уровня груди и несколько внутрь, затем отводятся локтями назад—в стороны.
При беге небольшими шагами изменяется постановка стопы — она ставится на переднюю часть, затем происходит опускание на всю стопу; туловище несколько выпрямляется, размахи рук уменьшаются.
Ноги в этом виде бега становятся ближе к линии направления движения. Такой бег дает детям возможность получить представление о мягкой и свободной постановке ноги на землю, выработать умение полностью выпрямлять колени. Упражнения в таком спокойном беге облегчают расслабление, помогают почувствовать правильное положение плечевого пояса, туловища и головы; дети осваивают в них навыки равномерного движения,
Медленный бег на значительное расстояние (до 320 м по пересеченной местности), выполняемый достаточно длительно 1,5— 2 мин, полезен для развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма, его работоспособности. Бегать надо равномерно, ритмично, не замедляя и не ускоряя движения. Ногу можно ставить как удобно: или на переднюю часть стопы, или с перекатом с пятки на носок. Плечи должны быть расслаблены. Дыхание произвольное, ритмичное: примерно на 3—4 шага вдох, на 5—6 — выдох. Следует приучать детей выдыхать постепенно полностью, до конца. Детям поясняют, что при медленном, спокойном беге полный выдох бывает несколько длиннее, чем следующий за ним вдох, что полнота выдоха определяет глубину вдоха:
чем глубже вдох, тем больше накапливается энергии в организме.
Обычный бег со средней скоростью удобен для разучивания элементов техники, развития координации беговых движений. При таком беге дети могут контролировать свои действия.
В старшей группе дети бегают в парах, «змейкой», перестраиваются на бегу в звенья, пробегают по горизонтальным и наклонным доскам, бегают на естественной местности, сочетая бег с другими видами движений (пролезанием в обруч, перепрыгиванием через канаву и др.). Все это, так же как широкое применение бега в подвижных играх (с ловлей и увертыванием, с соревнованием), ведет не только к совершенствованию беговых движений, но и к увеличению скорости бега, развитию ловкости, выносливости, умения свободно ориентироваться в пространстве. Формированию и закреплению этих умений и навыков способствует повторное (2—3 раза) пробегание отрезков длиной 60—120 м в чередовании с ходьбой. Длину дистанции и количество повторений увеличивают постепенно.