Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни
Скорость бега повышается и путем специальных заданий: бег се сменой темпа, челночный бег с переносом и перекладыванием предметов, перебежки в быстром темпе, бег наперегонки и т. п. Во время бега на скорость дети 6 лет часто запрокидывают голову назад. Следует подсказывать им, что надо держать голову прямо и смотреть на конец дорожки, по которой бежишь, или на предмет, который должен взять.
В старшей группе для быстрого бега рекомендуются отрезки длиной 10 м. Бег повторяют 3—4 раза с перерывами — вначале 1,5—2 мин, а потом 1 мин. Быстрый бег выполняется на передней части стопы; движения ног и рук стремительные, активные. Ногой производится энергичное отталкивание, другая в это время резко выносится бедром вперед-вверх. Туловище наклонено слегка вперед, голова находится с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены; ребенок смотрит вперед. Быстрый бег на большую дистанцию (20—30 м) выполняется стремительным широким шагом посредством переката стопы с пятки на носок.
Дети упражняются в быстром беге чаще всего в подвижных играх с элементами соревнования. Длительность такого бега в игре в среднем 4—6 с. Чередуясь с остановками, отдыхом, он повторяется 4—5 раз.
Соревнования в беге проводятся при обследовании физической подготовленности детей.
Регуляции нагрузки в беге содействует также использование педагогом разнообразных способов организации детей. Для интенсивных форм бега применяется поочередное выполнение заданий небольшими подгруппами. Фронтальное выполнение беговых упражнений всегда сопровождается отдыхом в виде спокойной ходьбы.
Упражнения. I полугодие. Бегать: «змейкой», на бегу перестраиваться в пары, звенья; со сменой ведущих; на бегу пролезать в обруч; с ловлей и увертыванием; в .заданном темпе; вбегать и сбегать по наклонной доске, обегать предметы; обегать на носках, мелким и широким шагом. Бегать непрерывно 1,5—2 мин. Пробегать со средней скоростью 60—100 м в чередовании с ходьбой (2—3 раза). Пробегать медленно по пересеченной местности 240—280 м. Пробегать быстро 10 м (2—3 раза); челночный бег 2Х10 м. Пробегать как можно быстрее дистанцию 20м.
II полугодие. Бегать высоко поднимая колени; перешагивая рейки; между расставленными предметами. Бегать медленно в течение 2 мин 15 с без перерыва; пробегать медленно по пересеченной местности 280—320 м. Пробегать со средней скоростью 100—120 м в чередовании с ходьбой (2—3 раза); пробегать быстро 10 м (3—4 раза); челночный бег 3Х10 м. Бегать наперегонки парами как можно быстрее на дистанцию 30 м; группами догонять убегающих и убегать от ловящих. Пробегать по бревну; под вертящейся веревкой.
Прыжки. В старшей группе используют различные виды прыжков: подпрыгивание, спрыгивание, прыжки в длину с места, прыжки в высоту и в длину с разбега, а также прыжки со скакалкой.
Подпрыгивания очень распространены на занятиях и утренней гимнастике. На данном возрастном этапе содержание их несколько усложняется. При подпрыгивании на месте дети совершают дополнительные движения ног (ноги скрестно; одна нога вперед, другая назад; с ноги на ногу); прыгают народной ноге: на месте и продвигаясь вперед; с ноги на ногу (рис. 50.), через линию, веревку боком; с поворотом на прыжке; с разнообразными движениями рук (поднимают вперед, в стороны; делают хлопки перед собой, над головой сзади себя); перепрыгивают пластмассовые кегли и т. п. Воспитатель учит детей не только мягко приземляться, но и сильнее отталкиваться от земли, пола, чтобы подпрыгнуть выше, задает единый для всех ритм подпрыгиваний. Упражнения выполняются подгруппами или фронтально.
Многократное непрерывное выполнение подскоков применяется как упражнение на выносливость. Дети подпрыгивают подряд 30—40 раз. Серия подпрыгиваний повторяется (2—3 раза) после небольшого отдыха, например ходьбы на месте.
Упражнения в спрыгивании в старшей группе проводятся чаще всего в сочетании с другими видами движений, например спрыгивание с гимнастической скамейки (бревна, доски) организуют после упражнений в равновесии. Как и прежде, главным остается мягкое и устойчивое приземление. Высота предметов для спрыгивания достигает 30 см.
Кроме того, дети учатся, спрыгивая с высоты, попадать в определенное место, например за линию, начерченную на расстоянии 15—20 см перед скамейкой или другим предметом, с которого спрыгивают, или же в круги, выложенные из веревки. Такие задания требуют от ребенка умения соразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитав точность приземления в определенном месте
Продолжается работа над совершенствованием прыжка в длину с места. В этом виде прыжка у старших дошкольников имеются определенные навыки. Дети самостоятельно занимают удобное исходное положение, взмахивают руками вперед - вверх во время отталкивания, сохраняют равновесие в полете и устойчиво приземляются. Но все же, несмотря на неплохую согласованность движений рук при отталкивании, движения эти недостаточно энергичны и активны. На это и нужно прежде всего обращать внимание в старшей группе. Кроме того, дети плохо выносят в полете ноги вперед, в результате чего у многих еще получается приземление на прямые ноги. Некоторые дети во время прыжка сильно наклоняют голову. Воспитатель неоднократно показывает и объясняет правильную технику движений, стараясь, чтобы каждый ребенок понял свою ошибку.