Методы интегративно-педагогического исследования
Все сказанное о возможности использования герменевтического метода в педагогике прямо касается педагогической интеграции. Действительно, мы имеем полное право применить его при анализе интегративно-педагогических текстов (программ, учебных пособий, учебников и т.д.), в процессе усвоения интегративного материала. Герменевтический метод в случае с педагогической интеграцией приобретает, на наш взгляд, еще большую ценность, чем в других педагогических контекстах. Это проистекает из того момента, что как в герменевтике, так и в интеграции центральное место занимают вазимоотношения между частью и целым. Выше мы уже отмечали, что человек понимающий, который, собственно, должен стать целью современного образования, - это прежде всего человек, который способен видеть целое во всем богатстве его связей и отношений. В известном смысле, человек интегративный, человек понимающий и человек герменевтический - это идентичные понятия. Близость герменевтики и интеграции с особенностью отчетливостью проявляется в фактической тождественности двух "кругов" - "герменевтического круга" и "интегративного круга". Суть обоих может быть выражена в следующих формулировках Ф.Шлейермахера и Ф.Шеллинга. Согласно первому, "для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смыле целого ." (437. С.76). С точки зрения второго, " . поскольку идея целого может быть показана лишь путем своего раскрытия в частях, а, с другой стороны, отдельные части возможны лишь благодаря идее целого, то ясно, что здесь имеется противоречие, преодолимое лишь для гения" (Шеллинг Ф.В. Система трансцендентного идеализма. М., 1936. С.388). Данное противоречие может быть преодолимо также "путем совпадения сознательной и бессознательной деятельности" (Шеллинг). Это ценная подсказка великого философа. Во-первых, из нее следует необходимость осуществления определенной деятельности при решении данной проблемы. Таковой, на наш взгляд, может стать интегративно-педагогическая деятельность. Например, - в области интегрирования содержания образования, когда вопросы соотношения частей и целого выступают на первый план и при всей их трудности они в той или иной мере разрешаются. Во-вторых, в ходе выполнения подобной деятельности наряду с технико-технологическими (системотехническими) операциями солидное место должны занимать инсайтно-органические способы постижения истины. В учебнопознавательной деятельности при усвоении Целого возможно использование даже эзотерических методов усвоения мира. К примеру, - таких, которые рекомендует Р.Штейнер и представители "Целостной" школы - имагинация, инспирация, интуиция, медитация, концентрация ( ). Так, "при имагинативном мышлении мы приходим к тому, что все прошлое встает перед нами не как воспоминание, а в виде панорамы. Одним взглядом мы можем обозреть ее как единое целое" (529. С.14).
4. Антиномный метод (антитезный, аналектический) своей философской основой имеет "аналогию бытия", выражаемую формулой "сходство в различии, различие в сходстве". В последнее время понятие "антиномный подход" стало активно применяться в педагогике. Прежде всего это относится к представителям немецкой целостной школы (Р.Винель и др.) Согласно им, антиномный метод, в отличие от диалектического "не только учитывает полярности, но и считает их равноценными и предлагает искать пути адаптации к ним" (548.С.117).
5. Методы дополнительности и соответствия в какой-то мере дополняют антиномный метод. Необходимость применения первого диктуется в интегративно-педагогических исследованиях неординарным характером интегративных отношений и связей. Например, это относится к взаимоотношениям частей и целого, строящимся во многом на основе взаимодополняемости. Метод соответствия может быть использован при исследовании интеграционных процессов в научно-педагогической области. Он способен, например, послужить средством объяснения кумулятивного характера развития научно-педагогического знания: каждая новая педагогическая концепция лишь "добавляется к массе ранее созданных концепций, увеличивая общее разнообразие возможных систем мировоззрения" (481. С.118).
6. Монографический метод. Допустимо выделение собственно монографического метода и методов монографических исследований. Собственно монографический метод в педагогике характеризуется: сосредоточенностью на изучении отдельных проблем; целостностью рассмотрения анализируемых фактов; единством структуры исследовательской деятельности; фундаментальностью и обобщенностью, теоретической направленностью содержания (150). Монографический метод "является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных . методик" (335.С. 124). К числу таких методик исследователи относят редукционизм, органицизм и интегратизм (158, 538).